Интеллект: врождённый дар или результат труда

Интеллект и его развитие Саморазвитие

Интеллект – это совокупное понятие, предполагающее наличие большого количества способностей, повышающих навыки, расширяющих возможности. Благодаря ему происходит личностный рост, изменение восприятия окружающего мира, все это культивируется в улучшение жизни. Остаётся только понять, можно ли его развить или это результат генетической предрасположенности.

Что такое интеллект человека

Термин происходит от латинского слова intellectus, что означает «рассудок», «познание». Это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Она позволяет использовать все ресурсы организма для решения задач, понимания обстоятельств, предмета обучения, действий. Что же такое интеллект простыми словами – так называют базу, которая используется для развития других способностей. Это обеспечивает выживание вида.

Разница между интеллектом и разумом заключается в том, что в первом случае предполагается высшая познавательная способность, а во втором – низшая. Субъект, пребывающий в сознании, может использовать логику, память, функцию сбора информации, её анализа, прогнозирования и другие возможности. Все это объединяется в одно понятие – общий интеллект. Его можно развивать. Для понимания, искусственная система интеллекта строится на этих же основах, исключая сознание.

Татьяна Черниговская. Что такое интеллект. Ум, интеллект и мудрость. Человек - слуга своего мозгаТатьяна Черниговская. Что такое интеллект. Ум, интеллект и мудрость. Человек — слуга своего мозга

Умственные способности у женщин

Ранее считалось, что женщины – менее развитые существа, чем мужчины. Если учесть, что интеллект – это способность эффективно использовать имеющиеся в распоряжении организма ресурсы, можно предположить, что женщины виделись недостаточно разумными. Сравнение велось по уровню интеллекта. И действительно, ранее было меньше возможностей у женщин для развития: ограничение в доступе ко многим социальным институтам, сферам. Разделение труда, обязанностей, отсутствие доступа к образованию, должностям, требующим высокой ответственности.

По мере роста активности эмансипированного движения права женщин и мужчин постепенно уравнялись. Нельзя сказать, что они достигли полного равенства, но уже наметилась устойчивая тенденция к изменению прежних устоев. Современная женщина доказала, что по уровню интеллекта не уступает мужчинам, а иногда способна даже превзойти их. Но эти изменения не смогли полностью искоренить прежние мифы. Женщин не допускают к высшему руководству в некоторых сферах, в определённых слоях общества сохранилось убеждение, что у них неполноценный интеллект.

Но мышление, способность строить логические цепочки можно развивать. Этому способствует ряд функций организма: сбор, анализ информации и другие. Но также следует учитывать психологию интеллекта: под действием общественного мнения, в результате угнетения, дискредитации навыков действительно могут снижаться способности. Но этот процесс не является необратимым.

Интеллектуальные способности у мужчин

Исследования показали, что мужской головной мозг незначительно превосходит женский по массе. Причём было подтверждено, что это не оказывает влияния на мышление, ум. Но определили другой фактор, который может воздействовать на интеллект – гормональный фон. Нужно помнить значение слова «интеллект» – что это такое: своеобразный проявитель совокупности умственных способностей. Тогда приходит понимание, что действительно есть связь между функциями головного мозга и физической составляющей.

Доказано, что существует зависимость от качества внутриутробного развития. Благодаря проведённым исследованиям было обнаружено, что мужской мозг сильнее подвержен нарушениям на этом этапе развития плода. Общественное мнение не оказывает влияние на интеллект мужчин, так как они изначально находились на ступень выше в восприятии окружающих. Даже несмотря на то, что женщины почти достигли той же точки, положение сильного пола всё равно остаётся более устойчивым. Отсутствует тенденция, при которой на мужчин бы оказывалось негативное давление общества или дискредитировались их умственные способности.

Играет роль и специфика предрассудков, заложенных в детстве, если девочкам и мальчикам закладывать разные основы о различиях прав и обязанностей. Это может проявляться в ограничениях при выборе профессии. Например, среди космонавтов, известных учёных, президентов крайне мало женщин – единицы.

Особенности детского интеллекта

Учитывая, что интеллект – это определение базы, позволяющей задействовать различные способности и пользоваться ими, причём максимально эффективно, значит, его можно развивать. Интеллект ребёнка формируется в результате влияния факторов:

  • окружающей среды;
  • манеры воспитания;
  • стимулирующих условий и др.

Но основу все же составляет генетическая предрасположенность по материнской линии. Наибольший результат даёт стимуляция базовых способностей на раннем этапе развития. Например, понятие интеллекта начинает интересовать родителей ещё на этапе беременности. Когда плод растёт, на него положительно влияет классическая музыка, она стимулирует нейроны мозга. Косвенным фактором является правильный рацион. Интеллектуальные качества развиваются благодаря достаточному питанию мозга.

Английские учёные доказали, что есть связь между интеллектом и грудным вскармливанием. Лактация оказывает благотворное влияние на малыша. Определяет успешность при обучении в школе. Также ускоряет развитие интеллекта ощущение безопасности, расслабленное состояние, что бывает лишь при условии, если ребёнок растёт в комфортной психологической среде. Чувство беспокойства блокирует интеллектуальные способности.

Условия жизни, климат в семье, отношения между родителями и детьми – это всё формирует уверенность ребёнка в себе. Создаёт подходящую базу для развития интеллектуальных способностей. Тёплая атмосфера в доме позволяет поддерживать самооценку, справляться с трудностями, продолжать развиваться. Обратная ситуация создаёт иные условия, в результате успехи ребёнка будут незначительными.

Физическая активность, обеспечение организма кислородом – всё это также косвенно влияет на интеллект, создаёт базу для его развития. Процесс продолжается, так как головной мозг получает достаточно необходимых веществ для поддержания высокого уровня активности.

Что, по вашему мнению, больше влияет на развитие интеллекта?
Генетические предпосылки и наследственность.
0%
Образование и обучение.
0%
Личный опыт и окружение.
0%
Проголосовало: 0

Виды интеллекта в психологии

Классификация осуществляется на основе характера реализации:

  • подвижный: предполагает активность, например, выполнение операций, способность решать задачи, которые выходят за пределы опыта;
  • кристаллизовавшийся: субъект начинает использовать полученные знания, навыки.

Особенности видов интеллекта в психологии:

  • социальный: позволяет лучше разбираться в поведенческих особенностях людей, в результате появляется возможность строить отношения, взаимодействовать с окружающими;
  • эмоциональный: предполагает необходимость познавать свою способность реагировать на окружающие события, действия людей и свои собственные.

Интеллект делится на виды с учётом культурных особенностей региона. Можно привести несколько примеров: у негроидной расы преобладает пластическое, конкретно-наглядное мышление, представители европеоидной расы считают танцы и живопись искусством, недоступным большинству, такие субъекты рассуждают абстрактными категориями, а представители монголоидной расы – носители символьного мышления.

Существуют и другие разновидности интеллекта. Каждый может подразделяться на определённое количество типов, к примеру: творческий, духовный, вербальный, продуктивный, пространственный, физический и другие. Но высказывается мнение, будто направленность интеллекта, а значит, его разновидность, невозможно определить, не зная о личностных качествах субъекта.

Структура интеллекта

Существует факторная концепция интеллекта. Её основоположником стал Чарльз Спирмен. Он считал, что интеллект, вопреки существующему мнению, не имеет зависимости от личностных качеств субъекта. Спирмен отрицал, что в структуре интеллекта присутствуют неинтеллектуальные качества. Он относил к ним тревожность, интересы.

Были проведены многочисленные тесты. Выяснилось, что субъекты, которые показывали отличные результаты при проверке мышления, так же хорошо справлялись с заданиями, направленными на исследование других познавательных способностей. Также и у людей, которые показывали низкие результаты по тесту на мышление, не могло быть высоких показателей по прочим направлениям проверки.

Спирмен заявлял, что на интеллект влияют факторы: специфический, общий. Он создал определённую модель. На её вершине располагается генеральный фактор. На ступени ниже стоят групповые качества мышления. В основе модели лежит комбинация специальных свойств. Это лишь один из примеров структуры человеческого интеллекта.

Как вы считаете, интеллектуальные способности человека связаны с его успехом в жизни?
Да, интеллект играет важную роль в достижении успеха.
0%
Нет, успех зависит от многих факторов, не только от интеллекта.
0%
В определённой степени, интеллект может облегчить достижение целей, но не является единственным фактором успеха.
0%
Проголосовало: 0

Уровни интеллектуальной активности

Интеллектуальный уровень:

  • стимульно-продуктивный;
  • эвристический;
  • креативный.

В первом случае результат определяется действием внешних факторов, во втором – зависит от спонтанной деятельности, а в третьем – проявляется показатель высшего уровня интеллектуального развития. Градация происходит и по другим критериям:

  • действия выполняются на уровне социального индивида;
  • поступки творческой личности.

В первом случае деятельность определяется поставленной задачей, а во втором – результат часто превосходит ожидания. Благодаря уровням интеллекта можно наблюдать, как происходит развитие общества. Изначально задачи, которые ставила сама природа, решались пассивно. Постепенно интенсивность процесса возрастала. Вместе с ней увеличивался и уровень активности решения задач, что требовало развитие интеллекта.

Понятие коэффициента интеллекта

Чтобы определить принадлежность к одной из категорий интеллекта, используется шкала градации. Ключевым фактором является количество баллов, которое получают при тестировании. Могут использоваться разные тесты: Гарднера, Гоулмана, Айзенка, Кеттела, Равена, Векслера. Нормы результатов зависят от критериев оценивания. Интеллектуальность определяется уровнем способностей субъекта, который вычисляется в результате тестирования:

  • 1-70 баллов – низкий;
  • 85-115 – средний;
  • 145-159 – высокий.

Все результаты, которые превосходят показатель 160, считаются проявлением гениальности. Согласно статистике, интеллектуальность 50% населения средняя (уровень 85-115).

Определение интеллекта

Чтобы понять, насколько развито мышление и другие функции головного мозга, определяющие способности человека, используют разные средства. Это могут быть тесты, но в быту данный метод сложно задействовать. Уровень интеллекта определяется косвенно – по внешним признакам:

  • стремление к одиночеству: интеллектуальные люди часто остаются в своей компании, так как коммуникация с окружающими затруднена из-за слишком большой разницы в уровнях мышления;
  • чувство юмора: для понимания тонкостей шуток необходим творческий подход, а также определённый уровень когнитивной обработки;
  • критическое мышление: предполагается возможность самостоятельно проводить анализ, оценку ситуации, действий, чтобы сделать выводы, не зависящие от сторонней оценки;
  • сарказм: форма юмора, в основе которой лежит острый ум, разум или тонкий интеллект;
  • лень: это может быть подсознательным стремлением избежать ненужных действий, желанием найти пути более эффективно выполнять поставленные задачи.

Перечисленные признаки позволяют отметить интеллект у субъекта, но не дают возможности выявить уровень его развития. Для этого следует более подробно изучить ряд проявлений.

Ваше мнение о том, как интеллектуальные способности человека могут влиять на общество в целом?
Интеллектуальный прогресс способствует развитию общества и решению его проблем.
0%
Интеллект может быть использован как средство манипуляции и контроля.
0%
Интеллектуальное разнообразие обогащает общество и способствует инновациям.
0%
Проголосовало: 0

10 признаков высокого IQ

Прямо на интеллектуализм указывает способность распознавать изображения, ориентироваться в пространстве, выполнять математические вычисления, запоминать информацию, использовать моторику и вербальное общение. Чтобы выделить интеллектуально развитого человека, нужно обращать внимание на качества:

  • длительная концентрация внимания, причём она сохраняется, даже если оказывают воздействие внешние факторы;
  • любознательность: стремление получать новую информацию позволяет развиваться, познавать мир;
  • адаптивность: тренирует способность постоянно подстраиваться под меняющиеся условия;
  • самодостаточность: даёт возможность получать удовольствие от проведения времени наедине с собой, отдыхать, заниматься любым делом, не страдая от одиночества;
  • юмор: способность понимать юмор на грани философии;
  • ассоциативное мышление: позволяет аргументировать действия, объяснять причины, описывать обстоятельства;
  • эмпатия: способность понимать мысли и чувства других;
  • мечтательность: расширяет границы, позволяет моделировать желаемое;
  • умение признавать свои недостатки и получать новый опыт;
  • самоконтроль: даёт возможность принимать решения, действовать взвешенно, а не идти на поводу у эмоций.

Людей с интеллектом часто можно определить по внешнему виду. Разум проявляется в мимике, чертах лица. Также при высоком интеллекте субъект будет выделяться в процессе общения, во время действий.

Как развить интеллект

Расширение возможностей и рост способностей – бесконечный процесс. В дошкольных учреждениях, школе, высших учебных заведениях и далее по жизни предлагается огромное количество путей для развития новых навыков, получения опыта. Все это можно использовать для повышения интеллекта. Требуется лишь регулярно получать новую информацию, учиться её обрабатывать, решать задачи.

Если кратко, то развитие интеллекта во многом напоминает занятия спортом. Только в основе лежит несколько другая концепция: физическая деятельность необходима для активизации внутренних процессов, стимулирующих мозг, здоровое питание даёт возможность ему правильно работать. Человек же создаёт для себя условия совершенствования или использует уже созданные системы развития мышления. Факторами повышения интеллекта является чтение книг, изучение языков, общение с интеллектуалами, игры и прочее.

Каждый из нас обладает уникальным видением и пониманием интеллекта. Считаете ли вы, что это чисто когнитивное явление, или, возможно, вы склоняетесь к идее о его эмоциональной составляющей? Поделитесь с читателями, что для вас означает быть умным или интеллектуальным. Ваш комментарий может быть ключом к пониманию для других.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
НА ВОЛНЕ УДАЧИ
Добавить комментарий