Когда первое впечатление обманчиво: эффект ореола в социальных взаимодействиях

Эффект ореола в психологии Саморазвитие

При первом знакомстве с человеком или явлением возникает стойкое убеждение, основанное на оценке очевидных факторов, характеристик. Оно может быть положительным или отрицательным, в любом случае влияет на дальнейшее восприятие. У этого есть название – эффект ореола или гало-эффект. Он способствует созданию определённого мнения о человеке или событии, но формируется оно по инерции – на основе ранее сложившегося впечатления.

В чём заключается эффект ореола в психологии

Наше восприятие окружающих предметов, событий, людей необязательно всегда строится на основе объективных оценок. Когнитивное искажение часто влияет на формирование мнения о чём-то или, говоря простыми словами, создается ложная, поверхностная картина. Это гало-эффект или эффект ореола. Ошибочное суждение – результат реакции психики на наиболее яркое первое впечатление.

Что же такое эффект ореола в психологии – это систематические отклонения в восприятии и мышлении, которые способствуют созданию с большой долей вероятности ошибочного впечатления о человеке или событии. Понятие активно применяется в социальной, частной жизни, а также используется в маркетинге для создания производителем нужных мнений у потребителей о его продукции.

Опасность поддаться влиянию гало-эффекта заключается в том, что это подсознательное стремление приписывать человеку или явлению черты, характеристики на основе яркого впечатления, полученного при первом знакомстве. Известно, что изменить его намного сложнее.

Явление эффекта-ореола ранее описал американец – физиолог Эдвард Торндайк. В 1920 году было обнаружено, что при проведении экспериментов по оценке ума и лидерских качеств избранных для выполнения определённой работы субъектов основную роль играла внешность. Привлекательные люди получали более высокие должности, так как начальство руководствовалось по умолчанию сформированным мнением об их способностях. Оно было построено на внешних данных, что является ошибочным.

Гала-эффект схож с другими понятиями: предубеждение и предвзятость, но между ними нельзя ставить знак равенства. В первом случае мнение отсутствует, пока человек не поддаётся влиянию различных факторов. А понятия предвзятости и предубеждения предполагают изначально сформированное отношение к чему-либо, кому-либо.

Эффект Ореола: Сверхспособность Красивых ЛюдейЭффект Ореола: Сверхспособность Красивых Людей

Примеры эффекта социального ореола

Человек регулярно получает огромное количество различной информации. Если бы он брался анализировать её всю, буквально сошёл бы с ума. Организм берёт на себя функцию формировать инерционное мнение о восприятии чего-либо, кого-либо, но чаще всего оно ошибочное за редким исключением. Для этого используется гало-эффект. Благодаря ему человек довольно часто высказывает фразы:

  • «у него высшее образование, далеко пойдет»;
  • «она толстая, значит, ленивая и неряха»;
  • «у неё доброе лицо, она не причинит никому вреда» и др.

Подобные эффекты встречаются в разных сферах жизни.

В медицине

Действует сразу несколько факторов:

  • человек, который носит очки, воспринимается более серьёзным, вызывает доверие, за его спиной часто звучат фразы «он является профессионалом своего дела, много знает, имеет большой опыт», но на деле это часто не так;
  • специалисты, врачи, которые благодаря особенностям внешности заполучили абсолютное доверие, тоже могут допускать ошибки, но по причине сформировавшегося мнения они остаются незамеченными, их оплошности списывают, продолжая считать специалистов опытными и умными.

Ошибочное восприятие в данном случае может стать причиной необратимых последствий и ценой чьих-то жизней. Это недопустимо, значит, следует более внимательно подходить к вопросу выбора специалистов, руководствуясь анализом, логикой – оценивать умения, знания, опыт.

На работе

Если подумать, можно заметить эффект ореола повсюду, примеров из жизни очень много, особенно в профессиональной сфере. Доказано, что привлекательным соискателям намного легче найти работу. Внешность в этом случае может играть ключевую роль, как и опыт, образование. Работодатель так же, как и другие люди, подвержен эффекту гало.

Действует связка понятий «симпатичный внешний вид – ответственность». Считается, что с привлекательным работником не будет проблем. Отсутствие явных недостатков, затруднений позволяет высвобождать энергию для других целей. Но на самом деле и невзрачный сотрудник может быть ответственным, умным, но на него меньше обращают внимания.

В личных отношениях

При знакомстве с человеком очень важно первое впечатление. Если удаётся вызвать симпатию, в дальнейшем очень сложно будет изменить мнение. Человек может совершать ошибки, он даже не обязан отвечать взаимностью, но он по-прежнему будет вызывать симпатию благодаря внешним данным. Личные отношения в большинстве случаев выстраиваются на сформированном восприятии человека.

Гало-эффект занимает особую нишу в психологии, но может создавать неверное представление об интуиции. Начинает казаться, что удалось «увидеть» истинное лицо человека, ему можно доверять. Но на самом деле так работает ложное представление, которое формируется на основании одной лишь внешности или других факторов.

В маркетинге и рекламе

Известные названия вызывают доверие. Может казаться, что разрекламированные марки не интересуют, но когда доходит дело до выбора, предпочтение всё равно отдаётся такой продукции. Так работает гало-эффект, он отчасти способствует стереотипизации восприятия. К примеру, если ранее доводилось использовать какой-то товар, этот опыт был успешен, в дальнейшем создаётся положительное впечатление обо всей продукции данной марки.

Причины возникновения эффекта ореола в психологии

Если рассматривать факторы, способствующие возникновению ошибочного восприятия, то можно выделить главный – потребность организма экономить ресурсы для обработки действительно важной информации. Сопутствующие события видятся в ином свете, человек кажется лучше или хуже, чем есть на самом деле, так как сформированное мнение опирается на отдельные характеристики, определяющие главные свойства объекта или субъекта.

Если рассматривать функции головного мозга в психологическом контексте, оказывается, что он таким способом предохраняет себя от «перегрева». Результатом является утрата объективности оценок. Первое впечатление, возникающее при столкновении с чем-то новым, подменяет собой анализ, логику, благодаря которым обычно создаётся реальная картина текущей ситуации. Понимание такого механизма даёт возможность бороться с негативными последствиями эффекта ореола. Но важно сначала разобраться с причинами:

  • Спешка субъекта, дефицит времени обычно мешает взвешенно подойти к оценке людей, ситуаций, принять верное решение. Человек не успевает даже разобраться в истинном характере эффекта ореола, понять, что на самом деле стал жертвой ложных представлений из-за других проблем.
  • Перегруженность информацией – такой эффект часто используют маркетологи. Они не дают возможности разобраться, что является правдой, а что – откровенная ложь. Непрекращающийся поток красивых картинок из жизни, не менее красивых людей, их занятий способствует формированию определённого мнения. Начинает казаться, что именно это является целью. Создаются условия для беспрекословного копирования такого стиля жизни. За этим следует покупка модных дорогих вещей известных брендов и так далее. Именно к таким последствиям приводит эффект ореола.
  • Влияние стереотипов – один из сильнейших факторов, так как может оказывать воздействие даже при отсутствии остальных факторов из представленного списка, когда формируют шаблоны восприятия. Это также способствует экономии ресурсов организма. Вот почему головной мозг «с удовольствием» работает по такой схеме – создаёт эффект ореола.
  • Ценность статусов: уважаемый профессор, известный врач, узнаваемый ведущий канала – все они могут сойти за людей волевых, сильных, с высокой моралью, добивающихся цели благодаря собственному труду. Но на деле иногда оказывается, что эти люди избрали более тривиальный путь к славе.

Негативные последствия гало-эффекта

Учитывая, что эффект ореола действует в разных сферах жизни: личной, профессиональной, социальной, общественной и так далее, становится сложнее определить, какие из представлений ложные. Но это может привести к негативным последствиями: смерти людей из-за врачебных ошибок, банкротству, если пришлось довериться ложному представлению о конкурентах и другим плачевным результатам.

Чаще всего называют несколько ближайших последствий эффекта ореола:

  • Стереотипизация приводит к явной дискриминации людей разных категорий.
  • Утрата реальности и способности давать более адекватные оценки людям, ситуациям. Если это будет замечено окружающими, репутация человека обрушится, доверие обнулится, он прослывёт ненадёжным и поверхностным.
  • Отсутствие опоры, позволяющей в дальнейшем делать оценки людей, потеря рациональности при этом. Всё это может привести к появлению чувства растерянности. Человек больше не уверен, принимает ли он верное решение. Это будет повторяться снова и снова.

Любое из негативных последствий эффекта ореола может закончиться трагично, плохо сказывается на психике человека, поэтому важно вовремя остановить инерционность мышления.

Как вы считаете, в каких областях вашей жизни эффект ореола оказывает наибольшее воздействие?
На работе.
0%
В личных отношениях.
0%
В маркетинге.
0%
В социальной жизни.
0%
Проголосовало: 0

Как бороться с эффектом ореола в общении

Опасность, которая выделяет гало-эффект, заключается в том, что он приобретает важность для самого человека. Теряется способность понимать, где начинается и заканчивается такой психологический приём головного мозга. Согласно статистике, 80% людей не имеют достаточной силы, чтобы отказаться от эффекта ореола, начать глубже анализировать ситуации, события, оценивать людей.

Просто отключить такое свойства организма и психики невозможно. Необходимо искать способы, как справляться с ним. В каждой сфере находятся свои механизмы, позволяющие исключить влияние эффекта ореола на принятие решений. Например, в профессиональной сфере специалисты многих компаний, ответственные за наём работников, лишаются возможности лично общаться с соискателями. Так исключается действие эффекта ореола. Они принимают решение на основе анализа данных из резюме.

Говоря кратко, всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что существует только один способ устранить или ослабить гало-эффект – отключать такое свойство организма в наиболее важные моменты жизни, когда нужно принимать ответственные решения. И то, даже в этом случае нет гарантии, что данная особенность работы головного мозга не будет влиять на разные сферы жизни человека.

Психологи увлечены изучением тонкостей данного явления и уже довольно далеко продвинулись в его описании. Но ваше мнение также важно. Расскажите, как вы воспринимаете эффект ореола в повседневной жизни? Поделитесь своим опытом в комментариях, и давайте вместе раскроем тайны этого захватывающего психологического явления!

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
НА ВОЛНЕ УДАЧИ
Добавить комментарий