Саморазвитие в каждом лепестке: откройте секреты методики «Ромашка Блума»

Ромашка вопросов Блума Саморазвитие

Когда отсутствует представление, как организовать обучение детей, будет сложно дать им знания. Существуют разные техники, способствующие развитию интеллектуальных способностей. Ромашка Блума – один из вариантов. Правильное использование такого приёма позволит эффективно обучать ребёнка, а также вызвать интерес к этому процессу.

Что такое «Ромашка Блума»

Так называется приём, используемый при организации системы обучения. Он способствует развитию критического мышления, без которого невозможно нормально развиваться: задавать вопросы, проводить анализ, чтобы делать правильные формулировки. Ещё это позволяет быстрее находить нужную информацию.

Способность задавать практические вопросы облегчает обучение, превращает его в увлекательный процесс. Ведь интересные формулировки дают возможность получать яркие ответы. Причём их количество сокращается, не придётся многократно спрашивать о том, что хочется узнать. Точно заданный вопрос быстрее приближает к цели.

Систематизация вопросов выполняется в виде ромашки. Чтобы ребёнок мог быстрее запомнить материал, информация предоставляется на лепестках. Что даёт такой способ подачи информации:

  • возможность более глубокого погружения в материал;
  • разделение информации на группы для лёгкого запоминания;
  • создание новых смыслов и связей между сведениями и данными по ряду критериев.
Проект «Осмысленное чтение». Приём «ромашка Блума» (С. Гончарук)Проект «Осмысленное чтение». Приём «ромашка Блума» (С. Гончарук)

Автором стал известный в педагогической среде человек – американский психолог Бенджамин Блум. Он был ребёнком с выдающимися способностями: в детстве обладал исключительной памятью, мог читать с высокой скоростью – за несколько часов изучал книги «от корки до корки». Это способствовало резкому росту карьеры во взрослом возрасте.

Заметка: Бенджамин Блум занимался исследованиями темы способностей, талантов. Он был убеждён, что квалификация специалиста напрямую зависит от приложенных усилий, но не от природного дара, который может быть дан при рождении.

Ромашка вопросов: главные цели

Когда ребёнок учится формулировать практические вопросы, это позволяет ему достигать большего, так как появляется возможность определять нужное направление движения при обучении. Всего выделяют 6 целей, их принято перечислять по мере увеличения сложности:

  • знание – самая нижняя ступень достижений, находится внизу, так как часто достаточно просто запоминать информацию, необязательно искать понимания, эти действия не требуют особых способностей, а только – регулярной работы;
  • понимание: на данном этапе уже недостаточно отвечать выученные фразы, пересказывать то, что удалось запомнить, приходится уже учиться анализировать данные, делать выводы, сравнения;
  • применение: ещё более ценное умение, так как нужно уже искать возможность применять полученные знания на практике, это требует навыков, потому что необходимо определить, какая информация может пригодиться, как её лучше задействовать;
  • анализ: на этом этапе много задач, которые приходится решать – это и поиск причин, мотивов действий, событий, сбор фактов, доказательств и так далее;
  • синтез: создание альтернативных вариантов развития событий, построение предположений, поиск взаимосвязей между элементами темы;
  • оценка: необходимость анализировать полученную информацию, что позволяет составить собственное мнение.

Для достижения каждой из перечисленных целей необходимо подобрать правильные вопросы. Это позволит быстрее получить нужные знания. В результате возрастает мотивация – это звенья одной цепи.

Вы когда-либо слышали о методике «Ромашка Блума» в контексте психологии или психотерапии?
Да.
0%
Нет.
0%
Проголосовало: 0

Использование приёма «Ромашка Блума» как технологии развития критического мышления (ТРКМ)

Система суждений, позволяющая перерабатывать информацию, чтобы выстраивать собственные решения, играет важную роль. Так выглядит критическое мышление. Его можно развивать, для чего используются различные технологии, способы. Даже один практический вопрос, сформулированный правильно, уже закладывает основу для развития критического мышления. Это говорит о важности программ, направленных на получение и укрепление навыков усвоения новой информации.

Необходимо разграничивать старую и новую информацию на этапе получения знаний. Но этого недостаточно. Следует также развивать сопутствующие способности:

  • оценка информации, умение её сопоставлять;
  • создание связей между пластами знаний, это позволяет выстраивать обучение;
  • поиск способов применения полученных знаний.

Эти и другие задачи решаются легче, если ребёнок научился задавать вопросы. В результате формируются необходимые навыки работы с информацией. Этому способствует приём «шесть лепестков». Так выглядит классификация Блума.

Шесть лепестков – шесть вопросов: специфика метода

Простая возможность получения готовых знаний не привлекает. Ценной является именно способность самостоятельно перерабатывать информацию. Это более эффективный метод обучения. Ребёнок проходит через разные стадии: от когнитивной цели, которая ставится на этапе получения и усвоения информации, до психомоторной и аффективной, способствующей обретению навыков, умений.

Простые вопросы

Представляют основу знаний. Благодаря самым простым вопросам появляется возможность узнать «кто», «где», «когда», «сколько». Также они наталкивают на мыслительный процесс. Это необходимая база, которая создаёт условия для дальнейшего развития. Также важно уметь работать с фактами, а их можно узнавать именно с помощью таких вопросов.

Уточняющие вопросы

Если информация не до конца ясна, можно задавать наводящие вопросы. Они так же, как и базовые, очень просты, но дают более полное понимание. Считается, что основной целью уточняющих вопросов является возможность создать свою картину мира. Она формируется благодаря деталям, полученным через них. Что относится к уточняющим вопросам:

  • «Так ли я понял?»;
  • «То есть ты думаешь, что…»;
  • «Правда ли…».

Преимуществом является возможность создавать и корректировать убеждения, картину мира. Это и способ познавать чувства, уточнять различные моменты, которые ранее было даже сложно оформить словами. Уточняющие вопросы также помогают вести дискуссию, выстраивать диалог, понимать собеседника. Одновременно это и способ убедиться в правоте: своей, чужой, найти истину.

Интерпретационные объясняющие вопросы

Главное назначение – формирование связей между причиной и следствием. Этот навык используют для ведения расследования. Можно почувствовать себя детективом, если научиться правильно задавать такие вопросы. Примеры:

  • «Почему она это сделала?»;
  • «Зачем он сказал это именно в тот момент?»;
  • «Каковы причины действий человека?».

Вопросы такой категории позволяют понимать мотивы людей, а также обнаруживать скрытые цели поступков. Иногда дети не понимают разницу между некоторыми вопросами, им необходимо давать простые пояснения. Следует также учить ребёнка находить собственный ответ на интерпретационный вопрос, в противном случае резкого скачка в развитии ожидать не следует.

Творческие вопросы

Во время чтения можно уточнять смыслы разных участков текста, находить ответы (для этих задач возможно использовать приём «инсёрт»). Но этого недостаточно для полноценного развития. Нужно учить ребёнка выходить за рамки прочитанного. Помогает в этом способность задавать творческие вопросы. Они пробуждают воображение, благодаря которому возникают нестандартные связи. Определяющим критерием таких вопросов является частица «бы»:

  • «Что было бы…»;
  • «Что могло бы быть…»;
  • «Как бы ты поступил…».

Практические вопросы

При использовании методики «Ромашка Блума», основной упор делается на практических вопросах, направленных на проверку реальной применимости теоретических знаний. Эти вопросы помогают оценить, насколько дети умеют применять свои знания на практике, в конкретных ситуациях. Данные вопросы  обычно формулируются начиная с фраз вроде: «Какие возможности применения …?», «Где ещё можно использовать …?», «В каких сферах жизни можно увидеть это явление?».

Ответы на такие вопросы способствуют расширению понимания проблемы, нахождению новых решений и проверке реальной ценности идей. Также способствуют развитию креативного мышления и умению адаптировать знания к разнообразным ситуациям в реальной жизни.

Оценочные вопросы

Благодаря им ребёнок учится анализировать полученную информацию. Оценочный вопрос может помочь понять эмоциональные отношения. Для этого ребёнок учится уточнять мнение другого, его видение ситуации. Такие вопросы задают более взрослые дети, которые уже имеют свое мнение, могут проводить анализ информации. Примеры:

  • «Как ты считаешь…»;
  • «Как ты относишься…».

Ромашка Блума в вопросах

Примеры использования приёма «Ромашка Блума»

На уроке для работы берётся отрывок из любого текста. Используя шаблон «Ромашка Блума», начинается процесс переброски вопросами между учениками, учителем. Необходимо прочесть выбранный отрывок текста, это создаст базу для формирования разных вопросов. Полученные ответы позволяют узнать причины поступков, понять мотивацию героев произведения, увидеть множество связей в отношениях, высказывать своё мнение и так далее.

Такой формат обучения и практические вопросы, в частности, позволят не просто ознакомиться с произведением, но и получить представление на практике об эмоциях, отношениях, побуждении к поступкам. Благодаря обсуждению такого характера прочитанный текст запомнится намного лучше. Причём в памяти задержатся такие детали, остающиеся незамеченными при простом прочтении. Оценивающие вопросы, которые задаются в таких условиях, позволяют получить представление об эмоциональных отношениях. Такой опыт даёт возможность детям всесторонне развиваться.

Насколько эффективен данный приём для развития критического мышления детей

Необходимо учить ребёнка самостоятельно работать с информацией. Практические вопросы в этом смысле – лучший вариант. Это своеобразный тренажёр, который позволит использовать собственный опыт, а также полученные знания, создавать взаимосвязи или находить их. Это один из признаков критического мышления.

Вопросы, которые позволяют уточнить смысл, помогают лучше понять происходящее. Они способствуют развитию критического мышления. Это важная функция, так как позволяет понимать более сложные вещи. Приём «Ромашка Блума» имеет много достоинств: находить выход из проблемной ситуации, усвоить знания, полученные ранее.

Считаете ли вы, что методика «Ромашка Блума» может быть эффективным инструментом для самопознания и роста личности?
Да.
0%
Нет.
0%
Затрудняюсь ответить.
0%
Проголосовало: 0

Рекомендации по использованию приёма «Ромашки Блума»

Такой приём позволяет получить представление о моральных ценностях детей, а также оценить уровень понимания текста после его прочтения. Это можно понять, даже если задать всего один практический вопрос. Рекомендации по применению приёма «Ромашка Блума»:

  • использование разных пособий для обучения (цветные, чёрно-белые, кубик Блума, таблица и др.), что позволяет развивать творческие стороны характера, фантазию;
  • простые вопросы помогут проверить, как дети усвоили информацию, дополнительно следует просить, чтобы ребёнок приводил примеры;
  • необходимо научить детей различать категории вопросов, лучший способ для этого – приводить примеры различных ситуаций;
  • чтобы фантазия ребёнка не зависела от разных факторов, а оставалась способностью парить, не следует переходить к её тренировке, поэтому вопросы-интерпретации должны задаваться дозировано;
  • оценочные вопросы также задаются умеренно, так как они связаны с эмоциональными отношениями, ребёнок должен уже уметь описывать и давать оценку эмоциям самостоятельно;
  • нужно контролировать процесс уточнения информации, соответствующие вопросы должны задаваться не ради процесса, а ради результата.

Шаблон «Ромашки Блума»

Используют заготовленные учебные материалы. Если планируется применять приём «Ромашка Блума», можно составить визуальное пособие. Лучше всего представить вопросы в виде ромашки. При этом по центру указывается непосредственно название пособия – «Ромашка Блума», а на лепестках по очереди даётся перечень вопросов.

Альтернативный вариант – кубик Блума. На гранях так же, как на лепестках, перечисляются необходимые тезисы, стимулирующие давать оценку, анализировать, задавать вопросы. Вариантов много, можно выбрать подходящий, учитывая цель обучения, тему материала.

Приём «Ромашка Блума» позволяет ускорить развитие ребёнка, его интеллектуальной, эмоциональной стороны. Это обусловлено способностью правильно задавать вопросы. В одних условиях они помогут узнать причины и следствия поступков людей, а в других – делать анализ эмоций, отношений. Но важно умеренно использовать вопросы, чтобы избежать эффекта побуждения давать определённые ответы. Это уже будет другой опыт – озвучивания наводящих вопросов, а они не способствуют формированию своего мнения.

Что вы думаете о методике «Ромашка Блума». Поделитесь вашими мыслями и впечатлениями в комментариях ниже. Ваш отзыв поможет нам лучше понять эффективность этого подхода и его применимость в практике.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
НА ВОЛНЕ УДАЧИ
Добавить комментарий