Приём «инсёрт»: все «За» и «Против»

Приём «инсёрт» Саморазвитие

Мотивация в учёбе – важный фактор, но иногда не удаётся найти нужный стимул или слова. В этом случае можно использовать разработанные методики, среди них – приём «инсёрт». Он раскрывает возможности ребёнка: находить нужную информацию, формировать мнение на её основе, учиться отстаивать точку зрения – всё это в совокупности способствует развитию личности, интеллекта.

Что это такое – инсёрт

В середине прошлого столетия была предложена новая технология обучения. Её авторами стали учёные Т. Эстес и Д. Воган. Позднее в разработке принимали участие и другие: Ч. Темпл, Д. Стилл, К. Меридит, именно они способствовали активному использованию приёма «инсёрт» для развития критического мышления. Термин insert на самом деле представляет собой аббревиатуру, объединяющую главные принципы, на которых основан метод:

  • i – interactive (интерактивный);
  • n – noting (познавательный);
  • s – system (система);
  • e – effective (эффективный);
  • r – reading (чтение);
  • t – thinking (размышления).

В итоге формируется обозначение «инсёрт» – это метод, позволяющий использовать технологию критического мышления, чтобы развивать его посредством чтения и письма. На практике способ реализуется достаточно просто – на основе данных берутся выдержки из обучающего материала, составляется таблица.

В результате можно организовать процесс обучения, научиться работать с информацией, выделять основное. Это способствует повышению усвояемости материала, а также качества обучения, так как открывается возможность работать с главной сутью собранных данных.

Приём «инсёрт» рекомендуется использовать на начальном этапе усвоения новой темы, а также в случаях, когда ставится задача проработать крупные объёмы материала. Это позволяет структурировать информацию так, чтобы можно было её быстрее запомнить, лучше понять и научиться применять максимально эффективно. Благодаря такому подходу ученик лишается возможности пассивного чтения, он с повышенным вниманием обрабатывает информацию.

Проект «Осмысленное чтение». Приём «инсёрт». (С. Гончарук)Проект «Осмысленное чтение». Приём «инсёрт». (С. Гончарук)

Цели использования приёма «инсёрт» в педагогике

Применение любой методики в образовательной системе позволяет сформировать новые качества характера, благодаря которым дети будут правильно развиваться, совершенствовать мышление. Более подробно о том, что даёт использование приёма «инсёрт» в начальной школе:

  • усвоение новых знаний, причём с оговоркой, что они будут встраиваться в долгосрочную память: данные, классифицированные по технологии развития критического мышления, анализируются, связываются с уже полученной информацией, это позволяет лучше запоминать такой материал;
  • анализ данных при прочтении: материал условно разделяется по разным критериям, для чего делаются заметки, одновременно можно корректировать уже полученную информацию, если появляются противоречия между материалами, изученными в разное время;
  • развитие произвольного внимания: в результате ребёнок более критично оценивает каждую фразу, выделяя из пласта материала самую важную информацию;
  • развитие способности работать с большими объёмами текстов: реализация такого умения требует применения всех инструментов, которые активно задействуются при использовании метода «инсёрт» (анализ информации, выделение главного).

Заметка: Навыки, развиваемые благодаря методу «инсёрт», позволяют не только улучшить качество обучения, но и применять их в жизни. В результате можно анализировать ситуацию, обрабатывать полученную информацию, на этом фоне субъект учится принимать более взвешенные решения.

Отмечают пользу приёма «инсёрт» на разных уроках: русского языка, литературы, зарубежной литературы, химии, истории и др.

Были ли вы знакомы с приёмом «инсёрт» ранее?
Да.
0%
Нет.
0%
Поделюсь в комментариях.
0%
Проголосовало: 0

Как использовать приём «инсёрт» в технологии критического мышления: 5 этапов

Метод многоэтапный, предполагает постепенное обучение азам технологии критического мышления. Причём не рекомендуется пропускать этапы. Иначе будет сложно в дальнейшем правильно и максимально эффективно использовать другие инструменты приёма «инсёрт». Главные этапы:

  1. Выполнение пометок на полях. Используется система знаков, каждый из которых несёт особый смысл: V, +, –, ?. Буквенное обозначение применяется для пометок уже известной информации. При использовании плюса и минуса ребёнок может отметить знакомый материал или противоречивые мысли. Знак вопроса понимается буквально – его применяют, чтобы обозначить информацию, которая пока ещё незнакома.
  2. Составляется таблица на основе обработанной информации. Известно, что такой формат передачи материала наиболее эффективен, так как позволяет лучше усваивать информацию. В таблице систематизируют данные, которые были проанализированы на первом этапе.
  3. Ознакомление с информацией, которая была собрана в результате изучения. Причём обсуждение данных в таблице, как и критика, при составлении исключается.
  4. Дополнение табличных данных. Ученики должны прочесть проанализированную информацию. Если есть такая необходимость, она дополняется. К этому времени у детей уже формируется способность анализировать данные глубже. В результате может потребоваться перенести информацию в другую колонку.
  5. Обсуждение результатов с другими учениками. Это позволяет уточнять некоторые моменты, анализировать ранее незнакомый материал, узнавать тему глубже.

Технология развития критического мышления требует использования разных приёмов. Наряду с вариантом «инсёрт», применяют кластеры. В этом случае предполагается выделение главных моментов, с их последующим превращением в графические элементы, которые составляются вместе. Это позволит образовывать так называемые грозди. Кластеры используются на начальном этапе, чтобы структурировать новый материал, или ближе к концу его анализа, когда ведётся разбор.

Типы «инсёрта» и способы их использования с примерами

Когда применяется метод «инсёрт», следует больше узнать о его особенностях. Можно применять разные способы анализа информации, что обусловлено форматом предоставленного материала и способом взаимодействия с ним.

  • Статичные инсёрты. К этой группе относятся информационные блоки, элементы, которые остаются неизменными со временем, могут добавляться в виде таблицы, списка, текста. Примером служит перечень ключевых понятий, которые планируется рассмотреть на уроке или таблица определений.
  • Интерактивные инсёрты. Предполагается включение учеников в активное взаимодействие с материалом и окружающими. Можно использовать формат викторины, панели обратной связи, когда задаются вопросы и получаются ответы, применяются карты для визуализации данных или вопросы с вариантами ответов.
  • Графические инсёрты. Главная цель применения – повышение эффективности подачи материала. Основа такого инсёрта – изображения. Причём можно подавать любую информацию в таком виде – для этого составляют диаграммы. Также используют фотографии, иллюстрации, они позволяют лучше воспринимать информацию, так как передают её в другом формате.
  • Текстовые инсёрты. Наиболее распространённый формат подачи материала. Эффективность этого инсёрта обусловлена тем, что ученикам предлагается изучать цитаты, заметки. Благодаря им создаются акценты на важных моментах в текстах.
  • Видео-инсёрты. Видеоролики используются для вставки в учебный материал. Как и картинки, фотографии, они подают информацию в другом формате, что позволяет облегчить восприятие. Визуализация данных даёт возможность сразу видеть готовые образы. На начальном этапе такой способ подачи информации делает обучение более привлекательным.
  • Аудио-инсёрты. Восприятие на слух подходит не всем, но все же это эффективный инсёрт. Он позволяет иначе преподносить информацию – посредством аудиозаписи. Но это не только голосовые комментарии, но и музыка, различные звуковые эффекты. С их помощью можно создавать акценты на разных моментах материала, лучше визуализировать образы.

Плюсы и минусы метода

Чтобы научить ребёнка работать с информацией, развить его мышление, память, можно использовать приём «инсёрт». Но при поверхностном его изучении не всегда можно оценить плюсы и минусы, поэтому их следует рассмотреть отдельно.

Развитие навыка самоорганизации ребёнка.
Углубленное изучение всего материала или его отдельных частей.
Возможность понять разницу между главным и второстепенным при анализе информации.
Простота реализации метода.
Активность на каждом уроке.
Повышение интереса к процессу обучения, что дополнительно улучшает результат.
Учёба превращается в интересную игру, что объясняется применением маркировки.
Повышается уровень осознанности при изучении материала.
Возможность сравнения имеющихся знаний с новыми.
Сложность восприятия – ребёнку нужно наловчиться одновременно читать, писать, анализировать, выделять главное, второстепенное.

Педагогические рекомендации при работе с приёмом «инсёрт»

Можно использовать советы, которые облегчат применение приёма «инсёрт» при развитии критического мышления:

  • начинать следует с малых объёмов текста, в результате вырабатывается навык работать со значками;
  • на начальном этапе можно проговаривать тезисы устно;
  • допустимо последовательное обсуждение материала – по колонкам;
  • для самых младших учеников упрощают систему обозначений – используют слова, но не запрещается применять и свою маркировку;
  • допустима парная работа над материалом, таблица заполняется вдвоём или даже втроём;
  • таблица не должна быть слишком заполнена, на начальном этапе лучше использовать ёмкие термины, но их не должно быть много.

Также при использовании приёма «инсёрт» следует разделить разбор материала на этапы: вызов, осмысление и размышление. На первом из них идёт подготовка к подаче нового материала, при этом часто используют кластеры. На втором этапе происходит получение новой информации, причём детям следует применять метод чтения с остановками или таблицу с основными тезисами. Последний этап предполагает сравнение, анализ и оценку.

Таким образом, использовать приём «инсёрт» лучше регулярно. Даже если после первого применения новой методики создалось впечатление, что дети не поняли суть, им приходится трудно, не следует отказываться от неё. Требуется время, чтобы разобраться, вникнуть и научиться использовать приём «инсёрт». Зато в результате дети научатся работать с материалом, лучше разбираться в новой теме, запоминать основные моменты.

А что о приёме «инсёрт» думаете вы? Возможно у вас есть опыт в его использовании… Поделитесь вашим мнением в комментариях.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
НА ВОЛНЕ УДАЧИ
Добавить комментарий