Главные секреты мотивации на пути к успеху

Мотивация достижений Мотивация

Чтобы прийти к цели, недостаточно представлять её, нужно ещё и определить методы достижения, найти правильную мотивацию. Это важно в работе, учебе и бытовых ситуациях. Понятие мотивации стало активно складываться в XX веке, было выделено несколько разновидностей, это позволяет сегодня лучше понимать причины действий человека.

Содержание

Мотивация: что это такое и зачем нужна

Факторы, влияющие на процесс достижения цели, существуют с давних времен. Тогда же было известно о мотивах, стимулах. Эти понятия прочно связаны с реализацией потребностей человека. Они оказывают воздействие на поступки и достигнутый результат. Намного глубже побуждение, как процесс, стали изучать в прошлом веке. Тогда же были предложены варианты определений мотивации:

  • по В. К. Вилюнасу: простыми словами, мотивация – это совокупность процессов, которые определяют побуждение и результат деятельности человека;
  • по К. К. Платонову: мотивация – комплекс мотивов разного рода.

Но есть и общее, традиционное определение, объясняющее суть термина, а не причины и результат самого явления. Считается, что мотивация – это побуждение к действию. Причем не следует путать это определение с другими: целью и потребностью. Последний из терминов – это причина, которая лежит в основе мотивации, т. к. задает её направленность. Когда человек испытывает потребность, он ставит перед собой цель, которая позволила бы достичь желаемого. Это психический образ, не материальный. Мотивация – промежуточное звено: позволяет реализовать потребность путем достижения цели.

Термин «мотивация» (motivation) происходит от слова «мотив». Буквально же он появился при переводе с латинского языка – movere («двигать»). Из названия можно понять, что мотивация – это метод или инструмент, обеспечивающий продвижение человека на пути к цели. При других обстоятельствах было бы сложно дойти до конца.

Сложно переоценить значение мотивации. Благодаря ей создаётся склонность к целеустремлённому поведению. Это полезное качество, благодаря которому увеличиваются шансы на реализацию любого желания. Когда человек достаточно мотивирован, он одинаково легко может встать вовремя с постели утром или довести до конца сложный проект на работе. Благодаря мотивации создаётся наиболее комфортная обстановка для жизни. Но людям свойственны разные модели поведения, цели. Это значит, что мотивация тоже будет отличаться.

Что такое мотивация?Что такое мотивация?

Виды мотивации

Причины, побуждающие к действию, могут быть разные. Все зависит от текущей обстановки, качеств характера человека, масштаба цели и возможности для её реализации. Можно научиться мотивировать себя и вдохновлять других. Для этого нужно получить представление о том, как формируется побуждение к действию, чем его усилить, что способно повлиять на результат.

Классификация по видам мотивации облегчает задачу. В результате можно повысить личную эффективность в работе, учёбе и бытовых ситуациях (повседневной жизни). Существует много видов мотивации в психологии, они делятся на категории. В числе первых выделяется:

  • положительная мотивация: повышается подъём энергии благодаря заряду эмоций на фоне определённых событий, изменения образа мыслей или по другим причинам, что позволяет перейти к действиям в направлении достижения поставленной цели, не прибегая к более сложным механизмам;
  • отрицательная мотивация: вынуждает двигаться вперед к цели, но не по причине собственного желания, а вследствие пережитого негативного опыта, например, если работник получил выговор от начальника.
Какая мотивация для вас является наиболее эффективной?
Положительная.
0%
Отрицательная.
0%
Проголосовало: 0

Примером положительной мотивации является похвала, комплимент, искреннее признание заслуг и т. д. Именно такой формат мотивации является предпочтительным. На этом разделение причин усиления побудительных действий не заканчивается. Мотивация делится на виды по степени подверженности факторам:

  • устойчивая: обеспечивается личными потребностями – голодом или жаждой, другими факторами;
  • неустойчивая: требуется дополнительная поддержка со стороны, человек самостоятельно может поддерживать склонность к целеустремлённому поведению, только если позволяет сила характера или опыт.

Другие разновидности:

  • индивидуальная: обеспечение комфортного существования человека (отсутствие боли, нормализация температуры тела);
  • групповая: есть острая необходимость формировать и поддерживать контакты с людьми (создание семьи, появление детей и т. д.).

Ещё одна разновидность мотивации отличается от других – познавательная. Это потребность развиваться, что возможно через исследовательскую деятельность, изучение новой информации и средств общения с людьми.

Внутренняя мотивация

Человек находит в себе силы идти к цели сознательно или действует на подсознательном уровне, при этом сам род занятости не имеет значения. Побуждение возникает соответственно уровню желания, важности возникших потребностей. Главный мотивационный фактор – личные цели. На их реализацию оказывают влияние особенности человека.

Чтобы понять, как отличить существующие типы мотивации, нужно рассмотреть каждый вариант на примерах. К внутренней относится мечта, самореализация, интерес к чему-либо, личные убеждения. Нужно получить представление, как распознать такой тип, для этого нужно больше узнать о нём.

Обычно факторы, относящиеся к этой категории, сопровождаются положительными эмоциями. Иногда внутренняя мотивация формируется на фоне событий, вызывающих негативные чувства, что также может быть сильным стимулом. Но даже тогда поставленные задачи должны принести хорошие ощущения по достижении результата. Положительная мотивация часто появляется при следующих условиях:

  • личностное развитие или самореализация: желание узнавать мир, получать новые знания;
  • достижения: личные и профессиональные успехи, когда человек испытывает гордость за совершённые поступки или полученный результат;
  • стремление управлять: людьми или собственной жизнью, в обоих случаях человек создаёт условия для побуждения к дальнейшему развитию, росту влияния;
  • потребность вести социальную жизнь: необходимость в коммуникации с окружающими присутствует большую часть времени, что также объясняется положительной мотивацией.

Внешняя мотивация

Когда человек подвергается воздействию элементов окружающего мира, такие факторы побуждения выходят за пределы понятия внутренних. Это главный признак, позволяющий различать мотивацию, её виды. Элементы внешнего мира могут давать привилегии, что побуждает человека действовать для получения более существенных результатов.

Кроме личного устремления, нет других факторов, усиливающих мотивацию этого вида. На неё оказывают влияние окружающие люди, законы, правила, сложившиеся обстоятельства. Значит, внешней оболочкой мотивации называется поведение человека, оно обусловлено окружающими условиями, но не определяется содержанием деятельности.

К этой категории относятся факторы, провоцирующие разные эмоции: положительные, отрицательные. Ярким примером служит вознаграждение за работу. Мотивация деятельности в этом случае не зависит непосредственно от самого человека. Она формируется под влиянием окружающих людей, обстоятельств.

Основные виды внешней мотивации:

  • ощущение опасности или страх оказаться в неудобной, невыгодной ситуации;
  • нематериальное поощрение;
  • материальное поощрение.

Последние 2 фактора из названых способствуют появлению морального удовлетворения. Однако материальное поощрение даёт возможность ощутить мотивацию быстрее. Чтобы получить удовлетворение при нематериальном поощрении, необходимо выполнение ряда условий. Это более сложный вид мотивации. Поощрение должно соответствовать уровню ожиданий или превосходить их. В противном случае похвалы и других внешних факторов может быть недостаточно.

Какие бывают виды мотивации? | Психология мотиваций и эмоцийКакие бывают виды мотивации? | Психология мотиваций и эмоций

Виды мотивов в психологии и влияние мотивирующих факторов на человека

Мотив и мотивация – разные понятия. Они отличаются формой и значением. Мотив представляет собой условие (или предмет), составляющее мотивацию. Последнего определения без первого не может быть, т. к. это в большей мере направленность, нежели предмет. Классификация мотивов осуществляется по функциям, которые выполняются:

  • побудительные: потребность, установка, желание;
  • притягательные: эмоциональные составляющие, например, идеалы, интересы, мечты, убеждения.

В качестве факторов-мотиваторов выступают:

  • самоутверждение – сильный мотив, но не универсальный, играет роль не для всех;
  • идентификация с другими людьми, чаще более сильными;
  • власть – составляющая внутренней мотивации, позволяет сформировать устремление к господству над людьми;
  • содержание процессов – человек обретает побуждение, понимая, чувствуя всё, что происходит с ним, любые процессы, вид деятельности могут стать мотивом;
  • подтверждение личной компетенции, что способствует саморазвитию (внутренняя мотивация);
  • достижение определяет способность приобретать навыки, знания, если человек получил достаточную мотивацию, может перейти на более высокий уровень развития;
  • ответственность перед обществом определяет просоциальную мотивацию – формирование связей с людьми, идентификацию с группой и т. д.;
  • стремление к социальной перцепции, контакту с людьми.

Этапы мотивации

Любые исторические события имеют под собой основания. Исследования помогают восстановить хронологию событий, но причины, вынуждающие людей поступать так или иначе, обычно остаются недоступными. Важно понять, что может побуждать человека к деятельности. Частично приоткрывает завесу возможность понять принцип формирования и дальнейшего влияния процесса мотивации:

  • возникновение нужд или желаний;
  • определение способов и средств обеспечения потребностей;
  • постановка целей;
  • выполнение требуемых действий для достижения задач;
  • конечная цель – материальное или нематериальное вознаграждение за достижение цели.

Методы мотивации

Необходимо различать средства и методы. Мотив, как и мотивация, относится к категории движущей силы. Существует несколько методов, позволяющих реализовать побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением человеческих потребностей. Изучив виды мотивации, нужно понять, как их использовать в своих целях. Методы будут рассмотрены ниже.

Мотивация персонала

Так называется целая система стимулирования человека разными средствами. Сюда относится совокупность методов:

  • экономических (материальный стимул);
  • социально-психологических, приводящих к росту активности сотрудников;
  • организационно-административных: сводятся к подчинению регламента, власти над персоналом.

Мотивацию увеличивают одним или совокупностью всех перечисленных методов. Чаще работает второй из вариантов.

Мотивация учащихся

Необходимо придать смысл действиям, направленным на обучение, развитие, получение информации. Мотивация – это процесс, развивающийся при участии тех или иных мотивов, значит, нужно рассматривать разные их варианты. Какие методы усиления побуждения используют:

  • переживания;
  • учёт занимательного опыта, парадоксальных фактов;
  • соотношение научных догматов и жизненных ситуаций отражает действительность;
  • создание условий для успеха в учёбе, этому способствуют положительные переживания;
  • применение приёма научных споров, что усиливает азарт узнавать что-то новое.
МОТИВАЦИЯ НА УЧЕБУ! ПОСМОТРИ ЭТО ЕСЛИ НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ!МОТИВАЦИЯ НА УЧЕБУ! ПОСМОТРИ ЭТО ЕСЛИ НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ!

Самомотивация

Один из сложных путей. Не все могут найти действующие пути, как мотивировать себя. Необходимо, чтобы появилось желание или стремление к какой-то цели. Усилить самомотивацию можно разными способами, среди них:

  • аффирмация – воздействие на психологическом уровне через удачные формулировки;
  • визуализация: необходимо представить цель, конечный результат, что усилит побуждение;
  • укрепление силы воли;
  • пример известных личностей;
  • самовнушение.

Сферы применения термина

Мотивы деятельности и процессы на их основе используются повсеместно. Чтобы понять, как себя правильно мотивировать, нужно определить цель, сферу применения (они будут рассмотрены ниже).

В психологии

Появились разные теории на основе мотивации. Например, считается, что существует идеальная модель поведения или образа человека. При отклонении от неё появляется необходимость в усилении побуждения. Это позволяет вернуться к идеалу. С учётом сказанного нужно помнить, что мотивация – это часть бессознательных процессов.

В менеджменте

Основа – правильные мотивы поведения, побуждающие к повышению эффективности человека в работе. Какие задачи решаются:

  • обеспечение условий для усиления удовлетворения сотрудника от работы;
  • выработка линии поведения для достижения результатов;
  • индивидуальный подход для повышения личной мотивации.

В экономике

В качестве опоры используется трудовой процесс и побуждение для повышения его эффективности. Формирование мотивации происходит с учётом показателей вовлеченности сотрудников в развитие компании. Используют материальные мотивы, но они не всегда работают, поэтому выбирают и нематериальные:

  • благодарность руководства;
  • комфортный микроклимат в коллективе;
  • социальные гарантии.

Теории мотивации

Благодаря исследованиям появились различные значения термина и его функции. Свой вклад в развитие психологических теорий мотивации внесли разные личности. Почти все они кардинально отличаются, но отмечают 3 смысловых направления. Перечень основных теорий мотивации буде представлен ниже.

Содержательные теории мотивации

В основе – анализ условий, усиливающих побуждение. Это сводится к изучению потребностей человека. Факторы мотивации взаимосвязаны со структурой и содержанием, в результате появилось название исследовательской части.

Теория иерархии потребностей Маслоу

Специалист из Америки определил основные направления:

  • потребность в чем-то;
  • иерархическое расположение желаний и нужд – они условно образуют пирамиду, причём первыми реализуются те, что лежат в основании;
  • побуждение возможно только при неудовлетворенных потребностях.

По мнению Маслоу, мотивация личности начинается с базовых нужд, а заканчивается необходимостью в самоактуализации.

Теория ERG Альдерфера

Автором стал Клейтон Пол Альдерфер. В отличие от Маслоу, он считает, что удовлетворение потребностей возможно в обе стороны пирамиды: вверх и вниз. Все факторы, что провоцируют побуждение к различным поступкам, условно делятся на 3 группы:

  • базовые или физиологические;
  • социальные (общение, контакты, семья и т. д.);
  • способность к самовыражению.

Теория приобретённых потребностей Макклелланда

Дэвид Макклелланд в теории приобретённых потребностей связывал потребности 3 групп: достижения, властвования, соучастия. Он считал, что может преобладать один мотивирующий фактор из названых или сразу несколько, что зависит от устремлений человека, его характера, окружающей среды.

Теория мотивации Макклелланда

Теория двух факторов Герцберга

Фредерик Герцберг в двухфакторной теории изучал влияние потребностей разного рода (материальных, нематериальных). К первой группе относят условия существования, оплату работы и даже отношения с окружающими. Ко второй – факторы, определяющие характер, суть деятельности, нечто нематериальное, например, успех, достижения. Мотивирующий фактор может быть один или несколько.

Теория Герцберга

Процессуальные теории мотивации

В основе лежит изучение способности человека распределять собственные усилия, требуемые для достижения целей, выбирать модель поведения, являющуюся функцией ожиданий, восприятий. Эти основы развивают разные специалисты.

Теория ожиданий Врума

Психолог Врум утверждал, что потребность вторична, первичной является поведение. Именно это позволяет достичь желаемого. Теория ожидания Врума даёт мотивирование в большей мере сотрудникам и управленцам компаний. При этом нужно определить потребность, но чтобы удовлетворить её, выбирается модель поведения.

Теория равенства, справедливости Адамса

Автор в своей теории справедливости предлагает определять эффективность мотивации, но не просто так, а по оценкам результатов, полученных другими людьми при аналогичных условиях. Значит, нужно сравнивать себя с окружающими, а собственный труд – с работой остальных представителей социума. Опасность применения такой теории: переоценка, низкая оценка. Наиболее мотивирующий формат – справедливая оценка, но её сложнее получить.

Теория справедливости Адамса

Модель Портера-Лоулера

Авторы теории: Лейман Портер, Эдвард Лоулер. Психологи предложили 5 факторов, оказывающих влияние на мотивацию:

  • приложенные усилия;
  • восприятие ситуации;
  • результат;
  • полученные бонусы;
  • степень удовлетворения.

В основе идеи лежит приложение усилий, а достигается требуемый результат благодаря умениям человека. Результат, вознаграждение и удовлетворение зависит от внешних факторов, например, условий работы, созданных руководителем.

Теория постановки целей Э. Локка

Специалист взял за основу взаимосвязь поведения и поставленных целей. Причём влияет на процесс эмоциональное переживание в моменте определения задач. Это позволяет получить удовлетворение в случае их решения, что мотивирует сильнее других факторов.

Концепция партисипативного управления

Теория стала популярной в кругах управленцев, стремящихся стимулировать сотрудников. В психологии мотивы обычно имеют определённое значение. Согласно теории, исполнитель получает двойную мотивацию: как сотрудник и управленец, т. к. проявляет интерес к работе всего предприятия, а заодно изучает разные процессы его функционирования. В результате увеличивается качество работы, из-за того что человек становится вовлечённым в развитие организации.

Теории мотивации, в основе которых лежит специфическая картина человека

Теория используется управленцами. Её цель – повысить эффективность трудовой деятельности сотрудников. Мотивирующий фактор подбирается с учётом особенностей конкретного человека – его потребностей, мотивов. Это формирует специфическую картину определённого индивидуума.

Теория X и Y МакГрегора

Автор считал, что существует 2 направления: авторитарное и демократическое руководство сотрудниками (соответственно, теория X и Y). В первом случае за основу берётся лень работников. Чтобы организовать их, нужна система контроля и поощрений. Второй вариант основан на творческом подходе сотрудника к работе, его способности брать ответственность на себя. Это даёт возможность самовыражаться.

Теория Z Оучи

Психолог Уильям Оучи считал, что наибольший успех компания может получить, если будет соотносить цели отдельных сотрудников и всей организации. Это позволяет использовать принцип коллективизма. Теория Z также охватывает принципы рассмотренных выше идей X и Y.

Мечтай! Мотивационное видео.Мечтай! Мотивационное видео.

Признаки мотивированной личности

Можно невооружённым взглядом отличить целенаправленные и бесцельные действия. Для определения мотивации вполне достаточно обратить внимание на признаки:

  • настойчивость;
  • концентрация;
  • активность;
  • уверенность в себе и действиях.

Дополнительно укрепляет уверенность в успехе оптимистичный настрой. Без этого невозможно мотивировать себя.

Что делать, если потеряли мотивацию

Что делать, если потерял мотивацию? СадхгуруЧто делать, если потерял мотивацию? Садхгуру

А что мотивирует вас в профессиональной деятельности? Какие мотиваторы стимулируют ваши действия в личной жизни? Поделитесь своим опытом в комментариях, будем рады подискутировать на эту тему.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
НА ВОЛНЕ УДАЧИ
Добавить комментарий