Почему стоит знать всё о средствах общения…

Общение ребят Саморазвитие

Для обеспечения возможностей коммуникации между людьми принято использовать речь, но это далеко не все средства общения. Без возможности взаимодействовать с другими представителями человеческого общества развития быть не может – это утверждение представляет собой одну из основ психологии. Соответственно, важно получить навыки установления контактов с другими людьми, для чего можно использовать любые средства, о каждом из них мы поговорим ниже.

Что такое средства общения человека

Прежде всего, необходимо дать определение понятию «общение».

Общением называют процесс взаимодействия между людьми. Его целью является установление контактов с субъектом, что может достигаться разными путями: обменом информацией, действиями, попытками понять и поиском средств для достижения взаимопонимания. Как раз последний фактор создаёт основу для успешного взаимодействия.

Речь о средствах общения – определение уже содержит в себе всю суть коммуникативных контактов: цель, пути их формирования. Так называют способы работы с информацией: кодирования, расшифровки, передачи и переработки, от чего зависит эффективность её донесения до субъекта. В результате этих действий между людьми устанавливается контакт, который укрепляется или завершается, всё зависит от целей, характера общения.

Средства коммуникации не являются целью взаимодействия между людьми. Это лишь инструменты, которые облегчают процесс достижения взаимопонимания. Без них сложно найти общий язык с человеком, а если это и удастся, то результат будет далёк от желаемого. Вот почему важно понимать, какие средства есть в арсенале у каждого индивидуума, а также знать, как можно их использовать для установления и развития контактов.

Виды общения: средства, формы, цели, ситуацииВиды общения: средства, формы, цели, ситуации

Функции средств общения в психологии

Отмечаются разные задачи, решаемые с помощью вспомогательных инструментов для формирования контактов. В зависимости от того, какую роль играют эти средства, получают определённый результат. Их основные функции:

  • Информационно-коммуникативная: в основе лежит процесс передачи информации, а эффективность установки контакта определяется тем, насколько хорошо были восприняты новые знания. В результате реализации такой функции средства общения цель может быть достигнута или нет. Определяет итог наличие единой системы кодификации, декодификации передаваемых сообщений.
  • Координационная: определяет результат при взаимодействии группы людей. Он зависит от способности согласовывать действия.
  • Побудительная: средства общения, выполняющие такую функцию, способствуют появлению импульса, побуждающего к взаимодействию.
  • Интегративная: способствующая объединению субъектов в группы.
  • Функция социализации: принятие норм общества через общение с его представителями, которые уже давно стали полноправными членами группы.
  • Функция понимания: обучение правильному пониманию, восприятию информации.
  • Интерактивная: корректировка поведенческих особенностей в связи с объединением в группы при взаимодействии субъектов.
  • Коммуникативно-аффективная: оказание воздействия на эмоциональную сферу индивидуума.

Основные виды средств общения людей

Существуют инструменты, которые используются людьми, чтобы наладить коммуникацию друг с другом. Они условно делятся на 3 группы:

  • Вербальные: сюда относят всё, что связано с речью. Это могут быть высказанные слова или невысказанные (написанные на бумаге).
  • Паравербальные: к таким средствам общения относятся и непрямые факторы, передающие и усиливающие смысловую нагрузку. Среди них выделяют графические (все, что касается почерка, письменных принадлежностей, которые могут служить дополнением к буквам, служат заменителем), кинетические (физиологические проявления, усиливающие слова – мимика, поза и т. д.), фонационные (тембр, интенсивность произнесения звуков, скорость речи, особенности артикуляции).
  • Невербальные: к этой группе относятся любые инструменты общения, при использовании которых не применяются основные – вербальные. Например, жесты на фоне молчания, в этом случае не задействованы средства в прямой и языковой форме.

Виды средств общения

Существуют разные методы общения, которые позволяют использовать определенные инструменты. Какие бывают средства с этой точки зрения:

  • активные, объединяют разные виды: когнитивные, деятельные, что означает совершение движений с целью обмена;
  • материальные или физические – предполагают обмен вещами;
  • эмоциональные: когда индивидуум даёт понять через эмоции, что хочет наладить контакт с другим;
  • мотивационные: предполагают необходимость обмена желаниями, планами, потребностями, которые могут выступить в качестве мотивации для совершения действий.

Вербальные (знаковые, словесные, речевые)

Инструменты, относящиеся к этой группе, считаются основными, наиболее распространёнными. Есть некоторое сходство с невербальными, когда речь заходит о знаковых средствах. Но отмечают различие – при использовании вербальных инструментов вероятность двусмысленной интерпретации существенно снижается. Общение может быть следующих форм:

  • деловое – происходит между представителями организаций, имеет коммерческую основу, но обязывает к обмену информацией;
  • манипулятивное – предполагает необходимость получения выгоды, но не напрямую, как при деловом общении, а косвенно, когда используют скрытые средства давления или воздействия на субъект;
  • межличностная: создание условий, при которых появляется возможность раскрытия глубинных структур личности другого человека;
  • светское: отсутствие конкретного предмета в общении между людьми, это является одним из условий при формировании контактов с незнакомцами, когда пока ещё нет точек соприкосновения, собеседники проявляют вежливость или пытаются найти что-то общее для развития коммуникации;
  • предметное: предполагает необходимость наделения вещей какими-либо качествами, в результате происходит условно одностороннее общение, т. к. некий предмет (телефон, игрушка и т. д.) не способствует налаживанию коммуникаций;
  • формально-ролевое: переход на способ общения, при котором проявляются факторы, усиливающие признаки социального положения человека.

Речь как средство общения

Чтобы снизить вероятность двусмысленности, используют разные виды речевой деятельности:

С помощью речи можно получить нужную информацию, воздействовать на окружающих людей, раскрыть собственные качества, контролировать действия и оказывать поддержку – достигать любых целей. Речь не следует путать с языком. Её отличает индивидуальность, возможность использования звуков, эквивалентных системе знаков. На речь очень сильно влияет окружение – особенности общения в той среде, где находится человек.

Виды речи:

  • внешняя – предполагает необходимость трансляции (озвучивания мыслей, планов, идей и желаний), причём к этой группе относят как письменную форму изъяснения, так и устную;
  • внутренняя – считается, что это начальная точка для любого высказывания, фразы, произнесённой вслух, также внутренней называют речь, которая происходит внутри – в мышлении человека (он может обдумывать что-то, вести диалог с собственным подсознательным (внутренним голосом) или образом другого человека).

Язык как средство общения

Необходимо выделить разновидности языка:

  • литературный – предполагают использование определённых стилей (публицистического, научного, информационного и др.), это обязывает применять языковые средства общения – правила, формы и нормы, свойственные для того или иного стиля;
  • разговорный: используется в повседневной жизни, менее унифицированный, чем литературный язык, что позволяет отступать от установленных норм, создавать новые, главное требование при этом – понятность, чтобы сказанное было доступно широким массам.

Отдельно рассматривают художественный стиль. Его отличает проявление признаков литературного и разговорного языка. Но и в этом случае важно учитывать правила определённого жанра.

Необходимо понимать, что собой представляет язык. Это главное средство общения, облегчающее понимание разных представителей одной этнической группы. Причём развитие общества напрямую зависит от языка. Изменения в нём – это следствие преобразований в среде группы людей.

Функции языка:

  • аккумулятивная – накопление знаний, их хранение и передача;
  • коммуникативная – взаимодействие через общение, язык;
  • конструктивная – придание мыслям определённой формы;
  • познавательная – получение новой информации через общение на понятном языке;
  • эмоциональная – преобразование эмоций, чувств в слова, речь;
  • этническая – объединение людей в группы через общение на понятном языке.

Язык и речь имеют много общего. При этом цепочка мыслей преобразуется в звуки путем кодировки, воспроизводится в слова при проговаривании.

Невербальное (неречевое)

Главное отличие от вербального общения заключается в способе коммуникации. При этом используются разные средства, кроме речи, языка, что исключает возможность произнесения слов. Невербальные инструменты: знаки, символы, образы, интонации, жесты. На основании этого строится экспрессивное поведение человека. Чаще всего средства невербального общения возникают и применяются при участии подсознания. Они являются результатом жизни в определённом окружении. Человек воспринимает невербальные средства общения по мере социализации.

Чаще всего роль невербальных средств общения второстепенна. Такие инструменты используются для усиления мысли, выражаемой словами. Это позволяет более точно понять собеседника.

Но есть и другая сторона, когда возникает опасность запутать субъекта. Это происходит, если невербальные средства общения выступают в качестве основного способа изъяснения мыслей, желаний. В результате почти сразу возникает двусмысленность, т. к. нет чёткого определения знаков и символов, используемых при выражении эмоций или при проявлении языка тела.

Структура невербальной коммуникации

У невербального способа общения есть ряд функций:

  • создание контакта на психологическом уровне, что способствует формированию доверия;
  • усиление значения слов;
  • возможность выражения эмоций;
  • согласие и отказ;
  • создание более комфортных условий для общения с людьми, у которых есть дефекты речи, слуха, т. к. язык жестов тоже не всегда однозначен, требуется усиление тех или иных знаков.

Чтобы обеспечить возможность понимания невербальных средств общения, его более детально изучают. Ниже будут представлены уровни анализа таких инструментов.

Фонационные средства

Области науки, изучающие данное направление: просодия, экстра и паралингвистика. Отмечают целый ряд средств, используемых в качестве фонационных, позволяющих проанализировать невербальное общение. К ним относятся:

  • параметры голоса;
  • тембр, диапазон вокальных данных;
  • темп речи и паузы;
  • способность расставлять ударения (логические, синтагматические и др.);
  • интонация.

Оптико-кинетические средства

В изучении помогает окулесика, с помощью данного направления науки делается анализ поведения глаз при визуальном контакте. Также прибегают к физиогномике, оценивают выразительность движений.

Также используют особое направление – френологию. Причём до сих пор не подтверждено, что между строением черепа и психикой индивида есть взаимосвязь.

Знако-символические средства

Такие инструменты невербального общения требуют более тщательного изучения по причине большего количества факторов, влияющих на подсознательное восприятие знаков, символов. Среди них:

  • почерк;
  • стремление человека окружать себя определёнными предметами;
  • строение рук;
  • линии на ладонях, ступнях;
  • форма, цвет ногтей;
  • форма груди женщин;
  • родинки;
  • личные данные личности: ФИО, дата рождения;
  • пища, напитки.

Направления науки, облегчающие анализ невербальных средств этой группы: графология, онихомантия, нумерология, гастика, хирософия, актоника и др.

Тактильные средства

Оценка невербальных инструментов коммуникации даётся благодаря анализу прикосновений, чувственности человека, слуховому восприятию звуков, запахов, пищи. Способствуют этому направления наук: такесика, сенсорика, аускультация, одорика.

Пространственно-временные средства

Оценке подлежит дистанция между людьми, которые общаются, а также выбор способа использования времени (когда субъект способен выполнять одно или несколько дел в моменте – моно или полихромные типы). Используют данные, полученные благодаря хронемике, проксемике.

Игра как средство общения

С детства детей учат воспринимать окружающий мир через игры. Точно так же могут поступать и взрослые, чтобы облегчить выполнение разных задач. Специалисты психологии считают игры методами формирования стандартов общественного, культурного поведения.

Это обусловлено тем, что в игровой форме воспроизводятся разные ситуации, которые могут дублировать суть случаев из жизни. Благодаря этому формируется собственный взгляд на мир, а также происходит становление моделей взаимоотношений с разными людьми.

Средства делового общения

Один из наиболее сложных видов коммуникации – деловое общение. При этом индивидуум должен выглядеть соответственно. Также важно понимать правила общения – этикет, он отличается в различных случаях, меняется в зависимости от поставленных задач, внешних условий. Если имидж – это визитная карточка субъекта, то поведение и способность общаться – презентация своих качеств, что означает расширение возможностей, рост профессионализма.

Необходимо уметь вести разговор, слушать собеседника, чему способствует набор качеств, полученных в течение жизни: природные, привитые воспитанием и образованием, приобретенные с опытом. Важными считают свойства характера: красноречивость, эмпатичность.

Средства общения дошкольников

Дети могут использовать разные способы познания мира. Основные варианты – игровые процессы. Их ключевые виды:

  • сюжетно-ролевые – позволяют знакомиться с миром, обучаться поведению в различных ситуациях, которые моделируются во время игр;
  • образно-ролевые – ребёнок выбирает одну из ролей и действует соответственно, это может быть не только образ некого человека (чаще мамы или папы), но даже предмет, эмоция.

Развитие средств общения

Человек приобретает возможность взаимодействовать с другими людьми по мере роста и развития. Для коммуникации субъекту требуется хорошо владеть руками, чтобы повторять жесты. Важна мимика, которая проявляется при участии губ, глаз, мышц лица. Дополнительно нужно понять и запомнить систему знаков для вербального и невербального общения. Без этого невозможно развитие средств общения. В большей мере данный процесс происходит в начальном этапе жизни, когда формируется речь.

Примеры использования средств общения в повседневной жизни

Отличить вербальные и невербальные знаки, используемые в общении, можно легко. К первой группе относится разговор или написание текста – это то, без чего невозможно представить существование взрослых и детей.

К невербальным средствам относят взмах рукой во время приветствия или прощания, подмигивание, кивок при согласии или махи головой в стороны при отказе. Даже пересланные эмодзи и способность человека сделать правильный выбор одежды для различных мероприятий – это также способы взаимодействия с окружающими.

А что думаете вы о важности развития средств общения? Стоит ли этому вопросу уделять внимание? Поделитесь вашим мнением в комментариях.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
НА ВОЛНЕ УДАЧИ
Добавить комментарий