Главные факторы развития и сохранения когнитивных способностей человека

Когнитивные способности Саморазвитие

С точки зрения современной психологии, говоря о термине «когнитивные способности», мы имеем дело с совокупностью психических процессов, необходимых каждому человеку для адекватного моменту восприятия мира вокруг. Но не только. Ещё и для своей адаптации в нём. Эти процессы обуславливают получение и обработку информации, а также её запоминание, хранение, сортировку и воспроизводство. То есть обеспечивают более или менее комфортную жизнь индивида в социуме.

Когнитивные способности — что это такое

Когнитивные способности — это комплекс психических процессов, происходящих во время мозговой деятельности, для восприятия, хранения и передачи информации.

От наличия когнитивных способностей зависит адаптация человека в среде его обитания. Адаптивность эта касается как физиологических основ, так и психологических. На практике это можно наблюдать в ситуации, когда человек, с которым мы вступаем в общение, раскован, «не лезет за словом в карман», но при этом с уважением относится к точке зрения собеседника.

Когда он помнит мелкие детали, касающиеся совместного с ним дела, умеет быстро оценивать обстановку и любое её изменение использует для пользы дела. А главное, не использует знания и собственное положение во вред окружающим. При этом осознаёт, что атмосфера социума напрямую зависит от отношения в нём каждого к каждому.

Такой человек, руководствуясь нравственными императивами и моральными нормами, а также альтруистическими побуждениями, может поставить интересы отдельной личности или небольшой группы выше порученного дела. Но опять-таки если это не нанесёт фатального вреда окружающим.

Развитие когнитивных навыков.Развитие когнитивных навыков.

Какие бывают когнитивные способности и их функции

Когнитивные возможности являются наивысшими функциями мозга, обеспечивающие индивиду возможность быть человеком. Развитие и само возникновение когнитивных способностей напрямую связано с обработкой, фильтрацией и применением в обыденной жизни поступившей в сознание информации.

На развитие у человека когнитивной сферы оказывают влияние такие факторы, как внимание, которое нужно уметь концентрировать, сама способность к восприятию информации, мышление, речь, воображение, память.

Восприятие

Является процессом усвоения мозгом образов окружающего мира посредством органов чувств — зрения, слуха, осязания, обоняния. В этом процессе в сознании формируются целостные образы окружающих явлений и предметов, с их цветом, запахом, фактурой и звучанием — то есть со всем тем, что непосредственно воздействует на физическое тело человека.

Внимание

Внимание относится к тем психическим процессам, которые помогают выделять, вычленять из потока событий по-настоящему важное. То есть по большому счёту внимание — это способность и возможность, вырабатываемая практикой, концентрироваться на чём-то важном. А это прямой путь к выстраиванию карьеры — без концентрации внимания и усилий невозможно занять и удерживать любой руководящий пост.

Память

Работа человеческого мозга во многом по своим принципам повторяет работу компьютера, разделяя поступающую информацию на два потока и направляя её в кратковременную (оперативную) и долговременную (записывая на винчестер) память. Регулирует эти потоки гиппокамп, решая «сохранить» её или оставить для кратковременного использования, чтобы потом забыть, как неважную.

То есть совсем «забыть», конечно, не получится — через цепочку ассоциаций можно вытащить из мозга, если он не разрушен, любое воспоминание. Однако в обыденной жизни «забывание», как лишняя информация, всё же происходит.

Но что побуждает гиппокамп определять важность информации? Эмоциональная окрашенность события, которое надлежит запомнить. Чем с большим количеством эмоций оно связано, тем больше у него шансов оказаться записанным на «жёстком диске». Не менее важный фактор — собственное решение о приоритетности задачи.

Мышление

Через мышление происходит наша адаптация в социуме — используя его возможности для подчинения окружающих или приспосабливаясь к общим правилам. От мышления, от его развития напрямую зависят наши способности эффективно выполнять порученное нам или взятое нами самими под личную ответственность дело.

Притом полезны могут оказаться разные виды мышления. С помощью логического мы не совершаем ошибок в выполнении работы, абстрактное помогает в творчестве и моделировании процессов и т.д.

Речь

Речь является уникальным инструментом коммуникации на Земле, свойственным только такому биологическому виду, как Homo Sapiens. Наличие среди наших способностей речевого обмена информацией повышает её скорость в десятки раз, а её связь с когнитивными способностями хорошо видна на примере так называемых «детей-маугли»: ребёнок, выросший в звериной стае и не научивший в раннем возрасте связной речи, уже никогда не может адаптироваться к жизни в человеческом социуме.

Важность владения речью хорошо видна на примере жизни известных людей: учёных, политиков, работников творческой сферы. Их умение формулировать свои мысли, облекать их в слова позволили им воздействовать на умы миллионов и занять лидирующие позиции в обществе — с чем напрямую связаны получаемые от общества блага.

Воображение

Одно из коренных отличий человека от животного — его способность на основе получаемой от внешнего мира информации генерировать решения, пользуясь полученным ранее опытом. Но не просто генерировать, а моделировать разные ситуации, в которых он может оказаться. И заранее готовить возможные сценарии собственного поведения.

Процесс этот напрямую связан с творчеством и креативностью. Он стал крайне востребованным в век информационных технологий.

Мышление

Влияние когнитивных способностей на саморазвитие и успех

Овладение когнитивными способностями — лучший путь к успеху в любой сфере деятельности.

Ведь и зримые успехи в учёбе, и овладение профессиональными навыками напрямую связаны с когнитивным комплексом, который человек смог развить в себе в процессе личной эволюции и саморазвития.

Но не следует думать, что можно обойтись одной теорией. Например, армия, при всей её кажущейся прямолинейности и даже примитивности отношений, давно доказала, что невозможно стать военачальником, получив таким образом право на отдачу приказов, не научившись предварительно подчиняться.

Это же касается любой сферы человеческих деятельности: от управления офисом продаж с десятью сотрудниками до руководства крупной международной корпорацией. И наметившаяся, например, тенденция передавать дела от отца к сыну, вне зависимости от его профессиональных качеств, а значит — минуя вот эту стадию подчинённости в 100% случаев в перспективе приводит к краху фирмы. Вырождение управленческих качеств является объективным процессом, в какие бы одежды оно не рядилось.

В связи с этим огромное значение имеют следующие качества, присущие личностям с когнитивными задатками.

Планирование

Планирование неотъемлемо от способности прогноза ситуации, от предвидения того, что может случиться в результате тех или иных действий. Оно выступает необходимым элементом и инструментом управления коллективом, производственными процессами и даже социума в целом, поэтому необходимо любому, кто стремится к карьерному росту.

Ингибиция

Иначе можно сказать — выдержка, способность сохранять спокойствие в самых напряжённых ситуациях, умение обуздать свою импульсивность и не поддаться сильным страстям. Является частью комплекса умений постановки целей, прогнозирования, планирования.

Мониторинг

Контроль поведения и владение ситуацией на основе внешних данных в самом широком смысле этого слова. Но кроме того, человек постоянно благодаря этой способности проверяет, насколько его реакции соответствуют моменту, и правильно ли им выбраны методы решения когнитивных задач. Мониторинг позволяет вовремя вносить коррекцию в свои планы в соответствии с изменением внешних условий — даже если эти изменения самые радикальные.

Принятие решений

Эта способность напрямую связана с целеполаганием, является комплексом воли, решительности, умения прогнозировать и отбросить несущественное.

Когнитивная гибкость

Гибкость мышления — необходимый элемент принятия решений, способность адаптироваться в атмосфере быстрого изменения вводных. В сфере управления — необходимый элемент подстройки своих решений в соответствии с быстро меняющейся ситуацией. Кроме того, когнитивная гибкость позволяет не скатиться до авторитарных методов управления, учитывать другие точки зрения и на их основе приходить к консенсусу.

Рабочая или оперативная память

Разновидность кратковременной памяти. Решения, принимаемые в соответствии с текущей обстановкой, на основе рутинных, привычных методов, что называется, «без гнева и пристрастия». Оперативная память является разновидностью кратковременной памяти, и принимаемые на её основе решения не загромождают «багаж знаний» отдающего управленческие указания.

Замечали ли вы у себя снижение уровня когнитивных способностей?
Да.
0%
Нет.
0%
Расскажу об этом в комментариях.
0%
Проголосовало: 0

Факторы снижения когнитивных способностей

Когнитивные способности любого человека могут быть подвержены снижению, уменьшению. Это ведёт к падению творческой активности, вызывает проблемы с адекватным восприятием действительности. Так как креативные и когнитивные способности напрямую связаны с физиологическим здоровьем, внезапное его резкое изменение может надолго выбить человека из колеи.

Снижение когнитивных способностей

Хотя, конечно, адаптационные возможности человека при соответствующих волевых усилиях помогают ему преодолеть любые связанные со здоровьем препятствия. Кроме того, ресурс мозга, как любой динамичной системы, ограничен. И очень важно научиться пользоваться им максимально эффективно при минимуме лишних затрат. Что может помешать пользоваться его ресурсами, каких когнитивных искажений следует избегать:

  • Поведение окружающих не стоит объяснять только их личными качествами. Во многом оно формируется ситуацией, обстоятельствами.
  • Не следует переоценивать вероятность хорошего исхода в каком бы то ни было начинании.
  • Используйте всю информацию о предстоящем деле, а не только ту, которая выгодна. Дискредитация информации, которая противоречит сложившемуся мнению, значительно исказит исходный материал и может привести к полному проигрышу.
  • Не стоит недооценивать эмоции и предостережения окружения («Я без вас это знал…»). У вас может сложиться ложное впечатление, что вы способны предсказать то, что предсказать невозможно в принципе.
Нарушение когнитивных функцийНарушение когнитивных функций

Общие рекомендации как развивать когнитивные способности

Чтобы сохранить и развивать когнитивные навыки, нормой у подавляющего большинства людей должно быть единство психического и физиологического здоровья.

Правильное питание

На продуктивную работу мозга большое влияние оказывает своевременное поступление в организм достаточно калорийного питания. Но кроме калорий, необходимы ещё витамины и микроэлементы, то есть питание должно быть сбалансированным.

В противном случае недостаток нужных веществ отразится на мышлении. В решении многих умственных задач возникнут серьёзные затруднения. Особенно много энергии мозг потребляет во время так называемых «мозговых штурмов», когда срочно требуется решить сложную задачу.

Полноценный здоровый сон

Норма сна в сутки у среднего человека в возрасте до 50 лет — не менее восьми часов. Любые нарушения сна (тревожный сон, бессонница, прерывистый сон, кошмары в сновидениях) вызывают резкое уменьшение когнитивных способностей, отвлекая от поставленных задач. Кроме того, при недосыпании снижается память, появляется рассеянность (трудности с концентрацией внимания), наступает быстрая утомляемость.

Избавление от вредных привычек

Алкоголь и наркотики попросту убивают нервную ткань, а значит — и клетки мозга. Поэтому ни о каком решении когнитивных задач не может идти и речи. С табакокурением всё сложнее: никотин является сильным и эффективным стимулятором умственной деятельности — но только на первых порах. Как и любого другого стимулятора, со временем его требуется всё больше. Наступает разбалансировка, и в этом качестве его эффективность резко падает.

В курении опасно другое — канцерогенные смолы, которые, даже если не вызовут онкологии, негативно воздействуют на ЖКТ и мочеполовую систему, вызывая падение общего тонуса организма — что неминуемо скажется на когнитивных способностях.

Но алкоголем, курением и наркотиками вредные привычки не ограничиваются. Не более полезными могут стать и переедание, и поздняя, на ночь, еда, и малоподвижный образ жизни.

Снижение уровня стресса

Психическая устойчивость — важный фактор душевного здоровья, а значит, и фактор устойчивости к стрессам. Повышению стрессоустойчивости помогают медитативные практики, здоровый сон, правильное питание. В общем, всё, что идёт на благо физиологическому здоровью.

Информационный детокс

Относится к такому новому для всех нас явлению, как «новый аскетизм». Суть его в том, чтобы на определённое время полностью исключить из своей жизни любые электронные информационные гаджеты: планшеты, смартфоны, компьютеры или ноутбуки. То есть всё то, из чего можно быстро почерпнуть необходимую информацию.

Такие действия служат хорошим способом проверки эффективности работы собственного мозга — может ли он действовать в условиях информационного вакуума, вне доступа к другим источникам. А заодно и проверить багаж знаний — те ли знания были получены в период обучения.

Качественные и разнообразные стимулы

Хотя слово «когниция» относится к процессу приобретения знаний, в широком смысле когнитивные функции немыслимы без ранее приобретённого интеллектуального багажа. Развивая все виды мыслительных процессов, тренируя память, формируя и формулируя понятия, решая разнообразные задачи (как на логику, так и в сфере абстракций), играя воображением, вы с помощью этих стимулирующих методик значительно расширите свои когнитивные возможности.

6 БЫСТРЫХ способов стать умнее и развить умственные способности - Как выйти из тупика и развить мозг6 БЫСТРЫХ способов стать умнее и развить умственные способности — Как выйти из тупика и развить мозг

Способы и приёмы для развития когнитивных способностей

Для развития когнитивности есть множество приёмов. Они включают в себя как традиционные, проверенные веками, так и являющиеся плодом современных исследований и рекомендаций.

Курсы

Примером курсов для развития когнитивных способностей может стать «Когнитивистика» — с её специальными тренировками мозга и развития мышления. В программе более 20 методик, с помощью которых можно находить быстрые решения самых сложных задач с логичным и последовательным рассуждением и подсознательным разбором каждого этапа. Главное, чему научат на подобных курсах — нестандартному, часто даже парадоксальному подходу в решении проблем.

А на платформе «Викиум» можно познакомиться с методиками:

  • развития мышления (улучшение аналитических способностей, ускорение мышления, выработка нешаблонных решений);
  • фокусировки внимания – с их упражнениями по концентрации и переключению, сосредоточения на задачах, улучшению контроля за деятельностью своей и окружающих;
  • мнемотехник – с их практическим использованием во всех сферах жизни, запоминанием в любом количестве нужного, ускоренным изучением иностранных языков и эффективным, максимально быстрым усвоением данных.

Тренажеры

Среди множества когнитивных тренажёров при тренировках внимания особо стоит остановиться на следующих упражнениях:

  • таблица Шульце, с её тренировками устойчивости внимания и увеличению его объёма;
  • «Аэропорт». Этот тренажёр поможет эффективно и быстро переключать внимание с одного события или объекта на другое;
  • «Парная ассоциация». Способствует улучшению концентрации и правильному, быстрому переключения внимания с объекта на объект без потери темпа.

Во время тренировок памяти полезны бывают тренажёры:

  • «Запомни порядок». Тренируется одновременно рабочая память, запоминание порядка, внимание. Тренажёр способствует группировке и структурированию информации.
  • «Сравнение по памяти» тренирует вербальную память, связанную с «языком тела», когда даже скрещённые пальцы, ноги или особое положение рук способствуют яркому и долгому запоминанию нужного.
  • «Бриллианты». Тренажёр способствует скорости запоминания, развивает увеличение объёма и точность памяти.
  • Основа тренажёра «Следопыт» — зрительно-пространственный тест Корси, с его запоминанием положения элементов в квадратах.

Упражнения

Это уроки по развитию как конкретных видов мыслительных процессов, так и общих:

  1. Четырьмя отрезками соединить 9 точек — причём не отрывая карандаша от бумаги, а каждая точка не должна пересекаться линией более одного раза.
  2. Числовые последовательности и их перечисления.

Возрастающие на три и убывающие на три, как в примере 3 – 100, 6 – 97, 12 – 88, 100 – 3 и т.д.

Возрастающие на 4 и убывающие на 5: 4 – 100, 8 – 95 и т. д.

Развитие произвольной памяти: произносятся 10 слов, и их нужно воспроизвести в том же порядке, притом не потеряв ни одного: вечер, золото, океан, котёнок, низ, пустота, север, чашка, ботинок, сад. Слов может быть сначала меньше, со временем их количество можно и увеличить.

Игры

Игры — универсальный способ усвоения знаний, важный не только в детстве человека. Просто для взрослых игры усложняются в несколько раз или на порядки. А устроить себе игру можно везде — даже из обычных бытовых процессов:

  • Найди другую дорогу домой — нужно пройти с работы или учёбы до дома нестандартным путём. Например, идя дворами, пересекая скверы и палисадники, где это возможно.
  • Игра в шахматы — даже если вы не умели делать этого ранее.
  • Игра в шашки — отличный способ выработки стратегических решений.
  • Судоку, кроссворды, нарды — способы нестандартных решений проблем со многими переменными вводными.

Книги

Мощнейший инструмент развития когнитивных способностей, который никогда не утратит своего значения. Кстати, по современным исследованиям, многие глупости, совершаемые школьниками и их хроническая неуспеваемость напрямую связаны с отсутствием интереса к чтению.

Что читать по теме:

  • «Помнить всё» Артура Думчева;
  • «Правила мозга» Дж. Медины;
  • «Искусство объяснять» Ли ЛеФевер;
  • «Как обмануть мозг. Нейродисциплина на пальцах» Питера Холлинса;
  • «Гибкое сознание» Кэрол Дуэк.

Более подробно ознакомиться с информацией о когнитивных способностях можно в книге И.П. Меркулова «Когнитивные способности».

Если после прочтения статьи у вас остались вопросы или у вас есть опыт в развитии когнитивных способностей, поделитесь вашим мнением в комментариях.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
НА ВОЛНЕ УДАЧИ
Добавить комментарий