О чём говорит имидж…

Имидж бренда Саморазвитие

Наверное, многим знакомо родившееся ещё в эпоху Людовика XIV понятие «Казаться, а не быть». Или появившаяся в России примета «Встречают по одёжке…». Правда, без уточняющей второй части этой приметы «…а провожают по уму». Ум в современных системах взаимоотношений, особенно в так называемом «светском обществе», часто бывает величиной неважной, и без него обходятся. А правит как раз его величество Имидж. Хотя как рабочий инструмент он может и не нести негативного смысла. В политике, например, имидж человека – составная часть того образа, который выстраивается политическим деятелем любого масштаба перед своим электоратом.

Имидж – что это такое и из чего он состоит

Имидж (от англ. image – «образ», «изображение», «отражение») — совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом. Имидж создаётся пиаром, пропагандой, рекламой, ложью с целью создания в массовом сознании определённого отношения к данному объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые, вымышленные.

Определение имиджа из Википедии.

Понятие имиджа применимо не только к отдельной личности. Имиджи имеют и торговые марки, и страны, и организации. Даже события. А среди их компонентов обязательно есть такие понятия, как образ и репутация, которые создаются отдельными людьми или заинтересованными в них коллективами. Недаром профессия «имиджмейкер» стала одной из самых востребованных в современном мире.

Однако при всей информативности внешнего образа, созданного искусственно, он не всегда соотносится с реальностью. То самое, со времён Людовика, несовпадение. Потому что в понятие изначально включаются те качества, которые были бы присущи идеальной медийной личности. Но увы – в силу компонентов характера, потенциала, внешности, этих качеств у неё может и не быть. По-настоящему важным становится впечатление, производимое носителем имиджа.

Составляющие имиджа

Отличие имиджа от образа

Говоря об имидже, всё же не нужно путать его с образом. Ведь несмотря на сходство этих понятий, не стоит думать об их тождественности. Потому что образ – это, в первую очередь, сложившееся на основе наблюдений и опыта представление об объекте. И представления эти могут быть как позитивные, так и негативные.

Имидж же – понятие искусственно созданное, и его главная цель – обеспечить положительное отношение к объекту. Составляющие имиджа в идеале всегда работают на позитив у широкой публики.

Что такое имидж? (видео №1 из цикла "имидж - инструмент достижения цели")Что такое имидж? (видео №1 из цикла «имидж — инструмент достижения цели»)

Цели имиджа современного человека

Психология имиджа действует при условии наличия целей его создания. Как вариант, к ним можно отнести:

  • формирование в обществе позитивного мнения об объекте;
  • создание необходимого впечатления, необходимого для позиционирования объекта;
  • наличие психологического влечения (аттракции) к объекту для последующего взаимодействия с ним;
  • повышение узнаваемости объекта.

Функции имиджа

Имидж определяется его функциональностью по следующим признакам:

  • Индивидуальность. Неизбежный отличительный признак любой личности, особенности которой позволяют выделить носителя имиджа из основной массы людей.
  • Узнаваемость. Способ идентификации личности для окружающих, позволяющий причислять носителя имиджа к вполне конкретной социальной группе (как правило – управленческой). Узнаваемость важна как глубоко подсознательный паттерн в системе «свой-чужой», то есть вызывающий доверие.
  • Идеализация. Проявляется как следствие имиджа для его носителя. Объект старается показаться лучше, чем есть на самом деле или тем, кем бы он реально хотел стать в глазах окружающих.

Так как у разных людей разный культурный багаж и жизненный опыт, влияние имиджа на восприятие конкретного человека тоже будет разным. Критерии такого восприятия могут быть следующими:

  • Как выглядит: какая одежда и обувь, хороша ли стрижка, при улыбке – в порядке ли зубы. Наличие этих признаков воспринимается как знак уважения к избирателям, зрителям и т. д.
  • Насколько кажется здоровым – то есть как долго и успешно будет выполнять возложенные на него обязанности.
  • Соответствие общепринятым стандартам, так как выход из принятого, привычного для носителя имиджа образа может быть воспринято негативно.
  • Образованность. Электорат предпочитает политика, которому отдаются голоса, видеть образованным.
  • Происхождение. Один из самых сложных критериев выбор носителя. В иерархических обществах важную роль играет родословная. Там где нет монархических традиций, предпочтение отдадут, скорее, представителю из народа.
  • Поведение. Вербальные и невербальные коммуникационные знаки, способность вписаться в рамки существующих норм, представление себя в обществе лидером и просто личностью.
  • Репутация. Как человек оценивается социумом, насколько у него положительный образ.
  • Нюансы психологии. Нравственная позиция носителя, его система жизненных ценностей, его морально-этические качества.

Подходы к классификации имиджа

Прежде чем имиджмейкер займётся формированием имиджа, он для начала сформулирует для себя основные подходы к этому процессу. Обычно оперируют тремя его разновидностями:

  1. Контекстный. Подход рассматривает типы имиджей в разнообразных контекстах.
  2. Сопоставительный. Когда сравниваются два или более близких имиджа, выступающие как конкуренты друг другу. Такой метод позволяет выбирать, например, педагога, у которого желательно обучаться либо врача, у которого лучше лечиться и т. д.
  3. Функциональный. Кластеризует типы имиджей в зависимости от особенностей их функционирования.
    1. В функциональном подходе тоже есть три разных подхода к формированию имиджа:
    • Зеркальный. Метод хорош для лучшего осознания положительных черт в самом себе. Работает так: человек как бы мысленно смотрится в зеркало, видя в нём своё «Я-идеальное», с подчёркиванием собственных положительных качеств.
    • Текущий. Противоположный зеркальному метод определения личности, когда она оценивается как бы со стороны, с большим критическим моментом (хотя и адекватным, а не негативным). Отражает взгляды не большой, цельной аудитории, а её отдельных, самых ярких представителей. При всей возможной нелицеприятности оценки, такие мнения стоит учитывать для работы над собой.
    • Желаемый. В таком методе должны в идеале совпасть образ, к которому человек стремится, с тем, каким он видится окружающим. Такой имидж работает наиболее эффективно с лидерами-одиночками и с вновь создаваемыми, «не раскрученными» структурами. Желаемый имидж в такой структуре воспринимается как качественно возможный.

     

Типы и примеры имиджа

Согласитесь, что невозможно подходить с одними и теми же критериями к имиджу отдельного руководителя или просто яркой личности и имиджу страны, например. Поэтому есть следующая классификация его типов:

Индивидуальный (персональный) имидж

Он же личный имидж. Является одним из самых эффективных механизмов воздействия на окружающих, и требует в его создании самой тщательной проработки. Особенно если учесть, что мы по невербальным знакам считываем информацию о человеке в первые полминуты общения с ним. Или даже просто в ходе его лицезрения. Так что у публичной личности есть всего 30 секунд, чтобы «подать» себя так, чтобы в дальнейшем оставаться на волне успеха.

Имидж личности – это то, что отдельный человек формирует в глазах окружающих и всех тех, кто знает его лично. А так как любое его деяние становится достоянием общественности, такая личность и вести себя старается в соответствии со сложившимся имиджем. Однако в силу того, что никто не способен держать себя «в рамках» круглые сутки, на имидж влияют и неосознаваемые человеком поступки.

Примером имиджа личности может послужить актёр и спортсмен-единоборец Стивен Сигал. Он многократно отказывался от использования во время съёмок дублёров – несмотря на то, что в процессе съёмки фильмов не раз получал травмы. В случае с Сигалом имидж личности работал на повышение актёрских гонораров.

Корпоративный имидж

Психология имиджа организации требует в своём формировании двух подходов: обращённого вовне, то есть внешнего, и внутреннего, «для служебного пользования» внутри корпорации, коллектива.

Внутренний складывается из:

  • образа руководителя, с его компетентностью, стилем управления и профессионализмом;
  • образа персонала, куда входят стиль общения как по отношению к сотрудникам внутри компании, так и с клиентами;
  • корпоративной культуры, с её условиями работы и социально-психологической атмосферой внутри коллектива.

Внешний состоит из:

  • созданного фирменного стиля (логотип, цвета, униформа или единый подход к дресс-коду с некоторыми возможными его вариациями, шрифты, слоган и т.д.);
  • деловой репутации, которая нарабатывается в общении с клиентами и партнёрами;
  • качественной продукции, которая оценивается потребителями на рынках.

Территориальный имидж

Каждое развитое государство стремится к формированию и укреплению позитивного имиджа страны с её историческим и культурным наследием. Главной целью территориального имиджа является создание положительного впечатления о государстве и его культурной привлекательности.

Имидж предмета

Из-за уровня конкуренции в современном мире, бренды и товарные марки вынуждены бороться за покупательскую лояльность. Создаются имиджи брендов со своими логотипами и слоганами, направленные на формирование позитивного впечатления и узнаваемость товара, что в разы повышает конкурентоспособность.

Виды имиджа

Структура имиджа состоит из различных классификаций, но все их можно разделить на два направления:

Вербальный – формируется на основе устной и письменной речи объекта. Чем лучше человек излагает свои мысли, тем большее впечатление он производит на окружающих.

Визуальный – формируется на основе кинестетического и визуального восприятия жестов и мимики, а также проксемических особенностей во время общения.

В зависимости от эмоциональной окраски

Лучший способ воздействовать на сознание людей – эмоционально окрасить призыв имиджа:

  • Позитивный. Формируется из положительных составляющих, объект воспринимается в благоприятном ключе, что и является главной целью.
  • Негативный. Формируется в основном конкурентами с помощью «чёрного пиара» и антирекламы. Как правило, такая деятельность оппонентов проводится с помощью психологических технологий «тайного принуждения».
Как вы считаете, способствует ли негативный имидж продвижению и развитию объекта?
Да.
0%
Нет.
0%
Поделюсь мнением в комментариях.
0%
Проголосовало: 0

В зависимости от направленности рекламной деятельности

Имидж в зависимости от направления рекламной деятельности разделяется на следующие разновидности:

  • Воспринимаемый. То, как воспринимают объект потребители, клиенты, словом – все окружающие.
  • Требуемый. Основывается на неких стандартах, связанных с восприятием объекта или субъекта другими лицами (потребителями продукта, товара, бренда). Как правило, такой имидж формируется в деловой сфере с применением деловых костюмов, военной формы, судебной мантии или школьной формы.

В зависимости от принципа формирования

Имидж может быть сформирован случайным образом, на основании текущей деятельности объекта, либо с помощью PR-действий, направленных на продвижение:

  • Стихийный (естественный). Он складывается чаще всего спонтанно, сам собой (без специально организованных PR-акций), и может нести в себе как положительные, так и отрицательные черты. В таких случаях у руководства обычно нет времени, денег или сил, чтобы отследить образ. А тем более его как-то скорректировать.
  • Целенаправленный (искусственный). Основан на продуманной стратегии. Подбираются средства для его презентации и рекламы, осуществляется манипулирование восприятием объекта в нужном направлении.

В зависимости от особенностей восприятия

Имидж может быть направлен на восприятие определённого круга людей: узкого или широкого. В зависимости от этого его можно классифицировать следующим образом:

  • Рациональный. Выстраиваемый по всем правилам, с учётом рационального, логического восприятия информации об объекте. Обычно ориентирован на узкую аудиторию, которая компетентна в сфере приложения сил используемой рекламы и маркетинговых подходов.
  • Эмоциональный. Воздействующий на сознание на основе эмоционального воздействия. Очень действенный метод формирования имиджа, так как доказано, что лучше всего запоминается эмоционально окрашенная информация. Обычно рассчитан на широкие массы.

Имиджмейкинг

Изучением имиджа занимается имиджелогия. Имиджмейкер, как видно уже из самого названия профессии, занимается созданием имиджа. Имиджмейкинг является деятельностью на стыке таких дисциплин, как психология, социология, маркетинг и включает совокупность технологий для формирования и управления имиджем объекта.

Цель имиджмейкинга – создать уникальный и запоминающийся имидж как продукт информационного воздействия на окружающих в широком смысле этого слова, будь то рынок с его продуктами или политическое поле с его избирателями.

Имиджелогия. Инструменты создания имиджаИмиджелогия. Инструменты создания имиджа

Технология формирования имиджа

Процесс по созданию имиджа называется имиджированием. Несмотря на «молодость» профессии и подходов к формированию имиджей объектов или субъектов, уже сложилась система их создания.

Формирование имиджа можно разделить на несколько шагов.

ШагДействие Характеристика
1 шагФормулировка целиВ зависимости от приоритетов объекта формулируется основная цель, для реализации которой будет создаваться имидж.
2 шагВыбор целевой аудиторииОсуществляется выбор целевой аудитории, для акцентуации внимания которой, в зависимости от их потребностей, будет создан имидж.
3 шагСоздание списка необходимых характеристик объектаВ зависимости от приоритетов целевой аудитории составляется список качеств и свойств, которыми должен обладать объект создаваемого имиджа.
4 шагРегулирование параметров объекта необходимых для создания имиджаВ зависимости от имеющихся характеристик объекта до создания имиджа, осуществляется регулирование положительных и отрицательных качеств. Внимание акцентируется на лучших свойствах объекта, от негативных – избавляются. В случае, если каких-то качеств не хватает, необходима их выработка.
5 шагПодбор способов презентации имиджаОсуществляется подбор основных компонентов имиджа (внешний облик, стиль, подача информации) и PR-действий для реализации его целей.
6 шагРеализация имиджаПосле всех этапов создания имиджа наступает его реализация. Для этого необходимо чётко следовать разработанным планам и сохранять самоконтроль.
7 шагОценка результатов созданного имиджаПроизводится оценка результатов, которых удалось достичь с помощью созданного имиджа и определяется степень достижения поставленных целей.

Развитие и коррекция имиджа – непрерывный процесс, реализуемый в зависимости от складываемых обстоятельств.

А какие созданные имиджи известны вам? Какие из них вы считаете самыми удачными? А может вы знаете пример полного провала имиджа? Поделитесь вашим опытом в комментариях. Будем рады обсудить современный имиджмейкинг вместе с вами.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
НА ВОЛНЕ УДАЧИ
Добавить комментарий