«Кто такой визуал и как он воспринимает своё окружение?» – вопросы, которые интересуют вас в данную минуту. Для ответов на них рассмотрим четыре типа восприятия у человека.
Типы восприятия информации в психологии
В мозг человека информация о внешнем мире поступает по четырём основным сенсорным каналам:
- звуки (аудио) – то, что воспринимается на слух;
- тактильные ощущения (кинестетика);
- дискрет, или дигитал – этот человек получает и перерабатывает информацию сугубо на основе логики;
- у визуалов основная информация о мире черпается из зрительного восприятия.
Эти четыре канала информации относятся к репрезентативным системам восприятия, и одна из них всегда в какой-то степени доминирует.
Кому-то для того, чтобы усвоить изучаемый материал, нужно законспектировать услышанное или переписать прочитанное своей рукой – про таких говорят, что у них моторная память, или, по новой классификации, они кинестетики. Другие легче усвоят изучаемое, слушая аудиозапись или лекцию «вживую». Это аудиалы, или люди с хорошей слуховой памятью. А визуалам нужно обязательно прочитать текст своими глазами, и тогда они точно запомнят его почти во всех подробностях.
Однако аудиал, визуал, кинестетик и дигитал «в чистом виде» встречаются крайне редко. Особенно дигитал – этот психотип вообще появился совсем недавно, и связан, скорее, с цифровыми технологиями.
Как определить доминирующий канал восприятия по речи
Если вы хотите распознать в вашем визави тип восприятия человеком информации, а значит – и определить его психотип, прислушайтесь к манере разговора и обратите внимания на лексику.
Эти основополагающие признаки у визуала, аудиала и кинестетика будут противоположно различаться.
Визуал
Описывая своё восприятие мира словами, визуал, во-первых, будет подчёркивать их жестами и мимикой, усиливая значения слов или придавая им своими вербальными посылами ярко выраженную эмоциональную окраску. А типичными словами будут «посмотрите», «мне кажется», «заметьте», «взгляните», «гляньте», «вот видите».
Аудиал
Во время разговора всегда повернёт голову к источнику любого постороннего или относящегося к делу звука. Ему очень важно определить его точное месторасположение и направление. Самый характерный аудиальный контакт предполагает наличие в речи конструкций вроде «послушайте», «слышите», а также будет акцентуация внимания на громкости звука.
Аудиалы любят и умеют общаться, могут делать это долго, и у них обычно великолепное чувство ритма, они точно в такт будут притопывать ногой или кивать головой при прослушивании любимых музыкальных произведений. Также у аудиалов хорошо развито звукоподражание, а в речи часты междометия, притом высказанные эмоционально.
Кинестетики
У представителей этого психотипа важным параметром коммуникации является дистанция во время общения между ним и собеседником, возможность прикоснуться к нему, а в речи будут частые речевые конструкции, обозначающие тактильные ощущения. «Чувствуете?». Или «я это так чувствую», а также слова-маркеры, обозначающие оценочную окраску «противно», «приятно», «странно наощупь».
Визуал – кто это такой
Визуал – значит «видящий». Это, простыми словами, получающий львиную долю важной для него (иногда жизненно важной) информации посредством зрительного восприятия. И этот тип восприятия будет для него важнейшим.
Характеристика визуала: психологический портрет
Визуалы первыми замечают внешние изменения в обстановке и на их основе делают точные, безошибочные прогнозы развития событий. Выступают в роли генераторов идей. В этом им помогает видение незаметных для других мелких деталей и связей между явлениями, на которые можно взглянуть глазами и зрительно оценить.
Реальность визуалы воспринимают через зрительный канал, и в силу этого их головной мозг имеет чрезвычайно активные зрительно-ассоциативные участки с функциями построении пространственной и очень яркой картины мира.
Визуал мечтателен и всегда потрясающий рассказчик. В изустных рассказах в его сознании возникает картина того, о чём он повествует. Поэтому визуал – это тот, кто очень талантливо описывает, например, места, где происходит действие. А в описанных в его исполнении пейзажах, как кажется, даже присутствуют запахи.
Внешний вид визуала
Человека-визуала легко узнать при наличии минимальной наблюдательности и знания характерных особенностей во внешности и его поведения:
- Умение одеваться, любовь к выверенному образу, где всё гармонично.
- При этом одежда может быть даже непрактичной. Однако в погоне за модой визуал не поступится таким её параметром как удобство.
- Прямая спина, развёрнутые плечи, гордая посадка головы с приподнятым подбородком – из-за чего мужчин-визуалов часто принимают поэтому за отставных военных, а женщин за гимнасток или балерин.
- Живая мимика, из-за чего даже некрасивые визуалы обладают огромным шармом.
- Внешняя эффектность в ущерб удобству может даже проявляться в кухне, блюдах, которыми питается визуал. Он предпочтёт красиво оформленный, но, возможно, отвратительный на вкус салат непритязательному внешне и очень вкусному. Потому что – эстетика важнее.
Ребёнок визуал
Любой психотип имеет свои особенности, и ребёнок-визуал не исключение из этого правила. Главная же особенность – мышление образами и быстрое запоминание всего, что связано с цветом, формой, фактурой и видимыми размерами предметов окружающего мира. А ещё маленькие визуалы быстро обучаются грамоте.
Психологические особенности воспитания и обучения ребёнка-визуала
Дети-визуалисты от природы очень наблюдательны. Поэтому в воспитании желательно придерживаться принципа «делай, как я», акцентируя методику на подобии поведения. Это означает, что если ребёнку внушается что-то одно, то в вашем собственном поведении не должно быть противоречия тому, что вы пытаетесь до ребёнка донести.
Ещё одна особенность – подчёркнутое внимание таких детей к собственному внешнему виду и виду окружающих. Так, 5-летний малыш, который ещё не совсем усвоил такое понятие, как «деликатность», может высказать попавшему в поле его зрения незнакомому взрослому возмущение по поводу его неряшливого внешнего вида.
Среди детей-визуалов наибольший процент зависимости от гаджетов и компьютерных игр. Поэтому родителям с самого начала, как только выявится эта психологическая особенность ребёнка, стоит отслеживать время нахождения детей в сети и за играми.
Самый критический момент для визуала – подростковый возраст. Именно в период с 11 до 16 лет выползают наружу все комплексы, связанные с внешностью.
Обучение школьным дисциплинам легче всего проходит, когда они представлены в форме схем, иллюстраций, графиков и таблиц. Где изменения величин наглядны, да ещё и подчёркнуты яркими цветами. Кроме того, такие дети не способны долго фиксировать внимание на каком-то одном (особенно монотонном) процессе. А вот самостоятельная работа для них должна предлагаться только письменная.
Рассказывая о достижениях науки и техники, для лучшего усвоения материала предлагайте детям-визуалам не рассказ, пусть даже самый увлекательный, а картинки, фото, фильмы.
Отношения с визуалистом
Тезис о взаимном притяжении противоположностей особенно справедлив, когда дело касается отношений между визуалом и кинестетиком. Но это взаимное притяжение не надо пускать на самотёк, так как идеальное дополнение жизненных подходов и темпераментов друг к дружке через несколько месяцев может смениться отчуждением и полным разрывом отношений.
А иллюстрацией к такому раздраю служит присущая на рефлекторном уровне разница в поведении, которые тот и другой готовы демонстрировать на людях. Так, визуал не переносит демонстративных знаков внимания. А кинестетику как воздух необходимы прикосновения, объятия, поглаживания.
А ещё визуалы совсем не понимают намёков. Даже девушки.
Как людям выстраивать общение с визуалом
Для конструктивных отношений с визуалом нужно научиться говорить с ним на понятном ему языке:
- Что-то доказывая и стремясь убедить, делайте это на наглядных примерах.
- Находитесь в поле зрения – так ваши слова приобретут больший вес.
- «Играйте лицом», прибегайте к жестикуляции и вообще применяйте невербальный язык в общении наряду со словами.
- Если рассказчик – визуал, продемонстрируйте вашу готовность внимательно, с уважением и не отвлекаясь случать его.
- При общении с визуалом лучше соблюдать дистанцию как минимум 1 метр.
Как найти подход к клиенту визуалу
В деловой сфере контакты с визуалистами тоже потребуют некоторых особенностей поведения:
- Не торопите визуала знакомиться со всеми аспектами сделки. Пока он не осмотрится, никакие слова, уговоры, доводы успешными не будут.
- Будьте максимально открытыми при общении с визуалом. Скрещённые ноги сидя, скрещённые на груди руки символизируют вашу закрытость и вызовут у него недоверие.
- Упакуйте товар (что бы это ни было) в яркую упаковку. При всех достоинствах даже известного ему с положительной стороны товара в невзрачной обёртке визуал выберет незнакомый, но ярко оформленный.
- Вернейший путь продать что-либо визуалу – сопроводить продажу товара ярким рекламным буклетом.
Плюсы и минусы визуалов
Визуалы имеют свои плюсы и минусы, которые могут помогать или препятствовать в общении с ними.
Профессии для визуалов
Приоритет в визуальном восприятии информации у визуала диктует и его профессиональную ориентацию. Чаще всего визуалов можно увидеть:
- В дизайне. Декор при оформлении ландшафта, удачные цвета для интерьера, сочетание цветов даже на стадии выбора – всё это делает визуала успешным оформителем.
- В архитектуре. Развитое пространственное воображение, умение компоновать сложные и масштабные объекты на открытом пространстве, чувство стиля, позволят визуалу с профильным образованием стать успешным обустройщиком масштабной городской среды.
- В профессии стилиста. Своеобразная мини-ниша для представителя творческой направленности. Подбирая аксессуары и детали одежды, выдумывая креативный макияж, стилист-визуал буквально купается в удовольствии от собственной работы.
- В профессии модельера или костюмера визуал имеет возможность ежедневно оставаться в самой гуще творческого процесса.
- Парикмахером. Сочетание таких элементов, как плетение, стрижка, художественная укладка тоже могут реализовать творческое начало.
- В фотографии. Визуал даже без дополнительных технических приспособлений имеет чувство кадра и ракурса – поэтому из них получаются лучшие фотографы. А уж в передаче психологических оттенков в съёмках моделей с визуалами сравниться не может никто.
- В живописи и графике, в монументальной живописи и в скульптуре особенно много визуалов. Да, собственно, никакой другой психотип более и не способен освоить секреты профессии художника.
Впрочем, среди представителей этого психотипа могут попадаться и талантливые учителя, и успешные инженеры, а часто они совмещают в себе примеры успешных профессий и не менее успешных хобби.
Так что среди визуалов вам может встретиться как человек творческой профессии, так и такой, где потребуется элементарная усидчивость, совмещённая с созерцательностью и техническими навыками. Смотритель маяка, например, как вам?
Выдающиеся люди визуалы
Для знакомства с именами выдающихся визуалов лучше, конечно, взять представителей этого психотипа «в чистом виде». Это известные художники:
- Микеланджело Буонаротти;
- Пабло Пикассо;
- Исаак Левитан;
- Василий Тропинин;
- Илья Репин;
- Виктор Васнецов;
- Иван Айвазовский.
А как считаете вы, является ли положительной особенностью восприятие визуалов. Какие плюсы в этом вы видите? Поделитесь в комментариях вашим мнением. Будем рады обсудить эту тему.