Специфика первичной и вторичной социализации в обществе

Социализация на природе Самопознание

Человек начинает социализироваться со дня рождения. Существуют алгоритмы действий на каждом этапе жизни, которые позволяют приблизиться к нормам, установленным обществом, или соответствовать предписывающим стереотипам. Первичная, как и вторичная, социализация происходит в определённом возрасте. Подробнее об этих понятиях (в чем разница между ними, какие функции выполняют) будет рассказано далее в статье.

Что такое социализация

Общество не может развиваться без необходимости соблюдения определённых правил. Это позволяет предупредить хаос, когда каждый сам определяет предел допустимого. Устанавливает нормы, исходя из своего опыта, знаний, наследия. Учитывая, что жизненный путь каждого человека может сильно отличаться от дороги другого, добиться гармоничных отношений с людьми было бы сложно. Значит, существование определённых алгоритмов, правил, которые поддерживают мироустройство, является оправданным.

Социализация – это процесс, который предполагает необходимость подготовки человека к взаимодействию с другими людьми по заданному порядку. На данном пути каждый проходит обучение.

Можно воспринимать информацию на интуитивном уровне с обязательным учётом особенностей социализации. Тогда человек перенимает знания от представителей ближнего окружения, к которым испытывает доверие.

Этапы социализации

Человек занимает своё место в обществе постепенно. Он проходит несколько этапов социализации в течение всего периода существования. Более активно процесс развивается в начале жизненного пути. Это время первичной социализации детей.

Адаптация

На начальном этапе жизни приобщение к правилам и устоям общества происходит естественно. В таком случае изменения в характере – это результат действия бессознательного. Активного участия подрастающий человек не принимает, но воспринимает действия во вне – те, что предполагают обучение: получение новых навыков, знакомство с правилами, обязанностями (посещение детского сада, уборка игрушек и т. д.). Правила, с которыми ознакомлен человек, переходят во внутренний мир, становятся частью мировосприятия.

Индивидуализация

По мере роста и формирования личности человека проявляется индивидуальность. Это означает необходимость более активного участия в процессе социализации. Такие изменения происходят ближе к подростковому периоду. Тогда чаще возникает потребность проявить индивидуальность. Может наблюдаться и деструктивность, возникает склонность к асоциальности, что при худшем сценарии приводит к самоубийству.

Интеграция

Начиная с момента обучения в школе, университете, происходит становление человека как специалиста. Он старается найти тех, кто видит мир, думает так же, как он. Появляется желание реализовать таланты, умения, демонстрировать их, чтобы ощутить значимость для общества.

ЕГЭ 2016: СоциализацияЕГЭ 2016: Социализация

Стадии социализации

Деление периода приобщения к правилам общества происходит в течение жизни ещё и ввиду влияния социально-экономического аспекта. С учётом этого можно выделить несколько стадий:

  • Первая: дотрудовая, что означает начало процесса усвоения базовых норм поведения. Главные факторы – воспитательные.
  • Вторая: трудовая – наступает в более взрослом возрасте, когда приходит время раскрытия способностей. Человек примеряет на себя определённые социальные роли, статусы.
  • Третья: послетрудовая – начинается в преклонном возрасте, когда приходит время выхода на пенсию. Опасность данной стадии заключается в том, что устаревает старая система представлений, возникает необходимость в формировании новой. Обычно приходится заново социализироваться, т. к. исчезает прежний жизненный уклад, часто – и окружение. Соответственно, требуется формировать новые привычки, определить способ самовыражения.

Функции социализации

Вовлечение в общественную жизнь позволяет выполнить индивиду ряд задач:

  • осознать себя частью социума;
  • сохранить и приумножить опыт, накопленный обществом;
  • пройти социальную адаптацию благодаря усвоению новых знаний;
  • открыть пути для самоактуализации, сформировать мировоззрение, не утратив своего «Я».

Виды социализации личности

Социализация происходит по различным сценариям, что зависит от многих факторов. Примером служит разграничение по половому признаку. Выделяют варианты, которые различают по социально-бытовой форме и т. д. В таблице приведены основные виды социализации, уточняются их особенности. Это позволяет быстро определить, по каким признакам происходит приобщение к мировым правилам жизни.

Вид социализацииОсобенности, условия, признаки
Первичная или базоваяВ социологии так называется процесс приобщения человека к правилам взаимодействия с обществом. Первичная социализация – это лишь начальный этап. Его характеризует бессознательное восприятие ребенком требований к поведению, выбору. Эти действия выполняются с учётом норм морали, правил, а также запретов. Начинается процесс в семье. Затем круг людей, влияющих на формирование личности, расширяется: появляются друзья, необходимость посещать детский сад, обучаться и т. д.
ВторичнаяВторичная социализация – процесс, который происходит в течение всей жизни, с периода посещения начальной школы. Главный признак – необходимость получения опыта взаимодействия с группами, участия в ситуациях, которые ранее были незнакомы.
ПерманентнаяОказывают влияние события, которые вынуждают человека резко менять условия окружающей жизни: работу, место жительства, социальный статус.
ПозитивнаяСоциализация такого типа позволяет приобретать навыки взаимодействия с окружающим миром, приносящие пользу людям или же индивидууму.
НегативнаяПроцесс, который сопровождается выполнением действий, создающих основания для причинения вреда себе или другим.
Предвосхищающая или опережающаяОсновной признак – получение навыков или изучение стандартов группы или ситуации, с которой только предстоит столкнуться в будущем. Это облегчает переход от старой модели поведения и образа мысли к новой.
ФормальнаяПредполагает необходимость получения навыков взаимодействия с коллективом, а также изучения правил, которые чётко установлены с учётом определённого формата.
НеформальнаяПри этом отсутствует чёткая структура организации. Схема поведения может быть более свободной.
ГендернаяГлавным признаком является поведение, учитывающее разницу между половыми признаками. Считается, что основные различия по гендерному типу заложены не на генетическом уровне, а на фоне требований и ожиданий общества.
КультурнаяПроисходит с подачи родителей и людей ближнего окружения – на начальном этапе социализации. По мере взросления круг тех, кто оказывает влияние на культурное развитие, расширяется. К тому же индивидуум начинает самостоятельно интересоваться, изучать правила.
РепрессивнаяГлавная цель – установление жёстких рамок для личности, выработка схемы поведения, основанной на послушании.
ПартисипативнаяСоздание условий, когда индивидуум получает сильные стимулы, способствующие обучению определённым правилам общества.

Теории социализации в обществе

Кроме констатации фактов приобретения индивидуумом навыков для успешного взаимодействия с обществом, необходимо дополнительно изучать процессы социализации разных типов. Ниже представлены основные теории.

Зеркальное «Я»

Автор исследований – Чарльз Хортон. В основе лежит самовосприятие индивидуума через мнение о нём окружающих. Самоощущение формируется также посредством взаимодействия с обществом. Этапы процесса:

  • восприятие оценки самого человека, данной окружающими;
  • интерпретация полученной информации;
  • формирование собственного самоощущения.

Социализация через игру

Джордж Герберт Мид был уверен, что социализация позволяет усилить эмпатию в отношении других людей, а также понять, что они думают. Достичь определённого уровня развития можно через игру: путем подражания, принятия на себя ролей других людей.

Теория морального развития

Лоуренс Кольберг считал, что основу личности формирует определение понятий «хорошо» и «плохо». Сначала индивидуум воспринимает правила построения взаимоотношения с обществом, применяет их, но в какой-то момент начинает сомневаться в правильности таких законов.

Адаптация теории морального развития

Кэрол Гиллиан способствовала совершенствованию теории морального развития. Она адаптировала её под гендерные отличия – учла разницу восприятия справедливости представителями мужского и женского пола.

Ид, Эго, Супер-Эго

Своё мнение высказал Зигмунд Фрейд. Он считал, что Ид, Эго и Супер-Эго – элементы личности. Первый из них – проявление бессознательного, второй учитывает собственные потребности человека и устои общества, а третий из элементов – следствие развития через социализацию.

Теория психосоциального развития личности

Эрик Эриксон пошёл дальше Фрейда. Он считал, что процесс развития личности делится на 8 этапов. Основным условием является правильно пройденная социализация.

Теория когнитивного развития

Жан Пиаже определил существование возможностей для развития человека через когнитивные навыки. Начало социализация берёт в детском возрасте, по мере изучения языка, обучения основным операциям для взаимодействия с обществом.

Агенты социализации

Агентами не всегда называют только людей. Это более широкое определение, включающее в себя все условия, факторы и объекты, которые способствуют социализации индивидуума.

Характеристика

Существуют более весомые каналы, обеспечивающие условия для получения навыков взаимодействия с обществом, а также второстепенные. Они играют разные роли в социализации человека.

Особенности агентов первичной социализации

К этой группе относятся люди, которые числятся в кругу ближнего окружения индивидуума, проходящего развитие. Они оказывают наиболее значимое влияние. Основные агенты:

  • родные;
  • друзья;
  • наставники, учителя, тренеры;
  • источники информации – сеть интернет, СМИ;
  • врачи, психологи и близкие люди родственников (преимущественно друзья).
Какой из агентов первичной социализации оказывает по вашему мнению наибольшее влияние в современном мире?
Родные
0%
Друзья
0%
Наставники, учителя, тренеры
0%
Интернет
0%
СМИ
0%
Психологи
0%
Коучи
0%
Блогеры
0%
Проголосовало: 0

Особенности агентов вторичной социализации

К этой группе относят одновременно руководителей формальных организаций и целых структур: армии, церкви, СМИ, предприятий и др. Вторичная социализация происходит, когда появляется необходимость перейти на новый уровень развития. Индивидуум начинает изучать правила взаимодействия с новыми для него группами в сознательном возрасте – при поступлении в колледж или университет и позднее.

Роль агентов социализации

Когда происходит формирование личности и её дальнейшее развитие, нужно учитывать степень влияния каждого из факторов. Они оказывают положительное, а иногда и отрицательное воздействие.

Роль семьи и друзей

Это ключевые агенты. Они представляют основу первичной социализации. Иногда достаточно личного примера, чтобы способствовать развитию, что не исключает и вероятности негативного влияния.

Роль учреждений и институтов

Это объекты вторичной степени воздействия. По мере взросления человек вынужден взаимодействовать с разными группами, учреждениями. Они также оказывают своё влияние, но прежде всего, с точки зрения узкоспециального становления индивидуума. Человек может выбрать один или несколько путей: религиозный, профессиональный, военный и т. д.

В дотрудовой стадии

Отмечают 2 этапа: начальное развитие и обучение. В первом случае индивидуум приобретает основные навыки, чтобы взаимодействовать с обществом на базовом уровне. Во втором – получает специальные знания, опыт для подготовки к внедрению в различные группы, построения отношений с людьми, которые её составляют.

В трудовой стадии

Человек переходит от этапа обучения к непосредственному участию в мировом сообществе в качестве специалиста. Это естественный процесс развития, когда индивидуум получает возможность вести трудовую деятельность, чтобы стать полноправным членом общества.

Примеры влияния агентов на жизнь личности

Факторы, способствующие социализации, оказывают положительное и отрицательное влияние на человека:

  • позитивное воздействие: приобщение родителями ребёнка к правилам, обязывающим уважительно относиться к окружающим, особенно старшего возраста;
  • негативное влияние: молодой человек в подростковом возрасте начал курить, глядя на пример своих друзей, с тех пор уже много лет не может бросить пагубную привычку.

Факторы успешной социализации

Существуют аспекты, под влиянием которых происходит правильное взаимодействие с окружающим миром. Они могут способствовать правильному становлению связей с обществом или, наоборот, иногда провоцируют патологические процессы. Перечень таких факторов:

  • мегафакторы – масштабные условия, явления, процессы, охватывающие планету;
  • макрофакторы – ограничиваются пределами государства;
  • мезофакторы – объединяют характеристики, которыми наделён определённый этнос, поселение;
  • микрофакторы – те, что определяются правилами, традициями в условиях семьи индивидуума, его ближнего окружения, включая друзей.

Ресоциализация и её сущность

Процесс, который развивается в условиях резкого изменения условий жизни, привычного уклада, называется ресоциализацией. Примером служит смена работы, переезд в другой город и т. д. Основы процесса:

  • необходимость пережить отрыв от привычной жизни;
  • потребность привыкать к новым условиям, которые сильно отличаются от прежних;
  • принятие чуждых взглядов, когда нужно учиться воспринимать иные обычаи;
  • формирование новых поведенческих особенностей.

Обычно ресоциализация проходит тяжелее социализации. Необходимо подготовить себя к таким изменениям, изучив новую среду, познакомившись с её правилами.

А легко ли у вас проходит процесс ресоциализации? Поделитесь вашим опытом в комментариях.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
НА ВОЛНЕ УДАЧИ
Добавить комментарий