Всё о теории ожидания Врума: как мотивировать и самомативироваться

Теория ожидания Врума Мотивация

Чтобы сотрудники выполняли поставленные задачи, недостаточно лишь обозначить цели. Нужно ещё создать условия, при которых может сформироваться мотивация, причём активные потребности не выполняют ключевую роль. В распространённой теории ожиданий В. Врума учитывается больше исходных данных, факторов для определения того, что обычно вынуждает человека идти к результату.

Теория ожидания и мотивации Виктора Врума: что это такое в менеджменте

Автором известной теории является канадский психолог. Виктор Врум был также профессором Йельской школы менеджмента. Он очень много лет потратил на изучение понятия мотивации человека, факторов, которые вынуждают достигать поставленной цели. И оказалось, что в основе лежат вовсе не мгновенные желания и физические потребности, хотя они также играют свою роль. Это ближе к учению Маслоу о пирамиде или теории Герцберга о двухфакторной мотивации.

Врум утверждал, что при формировании мотивации важным моментом является оценочная способность человека, анализ действий. А также их ключевая роль и взаимосвязь с результатом.

Благодаря этим свойствам индивидуум понимает, что правильно выполненные действия приведут к требуемому итогу. Нужный результат является в данном случае вознаграждением за труд.

Такая цепочка позволила выстроить схему работы, которая до сих пор используется в бизнесе. Благодаря более сложной основе мотивации сотрудник будет продолжать работать. Это обусловлено тем, что для достижения цели нужно многое сделать. Для сравнения мотивация, основанная на пирамиде Маслоу, может быстро исчезнуть, когда человек удовлетворит базовые потребности. Заставить его работать дальше будет сложно.

Если кратко, созданная в 1964 году Врумом теория ожидания позволила индивидууму получить уверенность в желаемом результате, т. к. можно сформировать прямую связь между действием и достижением цели. При этом участвует и мыслительный процесс, работает логика. Ключевым фактором является выбор правильной модели поведения.

Применяют ли в вашей компании теорию ожидания Врума?
Да.
0%
Нет.
0%
Не обращал(а) внимания.
0%
Проголосовало: 0

Суть теории ожиданий и мотивации В. Врума

Обозначить принцип или схему, позволяющую создавать и усиливать мотивацию, недостаточно. Важно, чтобы человек сам был заинтересован в результате. Это значит, что он не будет стремиться использовать все свои возможности, чтобы компания достигла цели. Тогда благодаря мыслительному процессу, логике можно донести до работника, что успех компании – это и его выгода, которая проявляется в виде увеличения оклада, бонусов и т. д.

В теории ожиданий В. Врума учитывается множество факторов мотивации. Одним из определяющих он назвал систему ценностей. Это позволяет отказываться от достижения целей, которые противоречат принципам человека, его моральным устоям или законодательству. Тогда и выбор тоже является фактором, на котором строится теория ожиданий. Благодаря этому индивидуум определяет модель поведения. Причём аналитические способности подсказывают, какие именно действия не только вписываются в систему ценностей человека, но и принесут наивысшую выгоду (в первую очередь себе, а уже затем – компании).

Отмечают ещё один фактор – оценка реальности. Индивидуум не просто выбирает наиболее подходящую модель поведения, но и анализирует степень достижимости цели. При этом нет смысла действовать, стремясь получить нечто эфемерное, хоть и ценное, что могло бы принести большой доход или позволило перейти на новый уровень в обществе. Оценка реальности помогает достигать более близких целей. Но есть также вера в себя. Наряду с оценкой реальности она позволяет решать задачи, которые приведут к более высоким целям.

Формула теории мотивации Врума

При изучении факторов, которые учитываются, согласно теории мотивации ожиданий, выделяют несколько основных. Если рассмотреть их более подробно, можно лучше понять, как использовать такую схему в бизнесе для стимулирования сотрудников на лучший результат. Кроме того, она может быть использована для достижения цели и в любой бытовой ситуации. Основные элементы теории ожидания Врума:

  • ожидание;
  • содействие;
  • валентность.

Формула теории ожидания Врума

Нужно отметить, что человек начинает ожидать результат, который может получить, выбрав ту или иную модель поведения для достижения цели. Этот фактор дополнительно усиливает мотивацию, когда появляется желание ускорить получение результата. Укрепляется взаимосвязь между понятием действия и конечной цели. И всё, что необходимо сделать – дождаться результата.

Следующий из элементов теории ожидания – содействие. Вскоре оно подкрепляется надеждой, а в иных случаях – уверенностью, что вложенные усилия оправдаются. Это один из столпов мотивации, которая сохраняется на долговременной основе. Человек, который надеется или точно знает, что его усилия будут вознаграждены, не бросит своё дело, задачу. Продолжит реализацию задуманного, даже если будет испытывать дискомфорт, нести мелкие потери.

Последний из элементов – валентность. Значение этого слова подразумевает удовлетворение от полученного результата. После окончания деятельности вознаграждение будет многократно больше утраченного (усилий, средств и др.). Даже если цель лишь в 1,5-2 раза превосходит потери, этого может быть достаточно для появления чувства удовлетворения.

Валентность, согласно теории мотивации, способствует укреплению надежды, подталкивает к дальнейшим действиям. Если бы человек не имел представления, на что он рассчитывает в итоге, вряд ли бы стал активно действовать. Благодаря ожидаемой (положительной) валентности легче продвигаться к цели.

Только совокупность этих трёх факторов может гарантировать, что мотивация не снизится. Как только исчезнет один, человек утратит желание продолжать прежнюю деятельность. Что ещё влияет на мотивацию:

  • оценка способностей, опыта, знаний, что укрепляет ожидание положительного результата своих трудов;
  • разная приспособленность к условиям труда, поэтому итоги работы тоже разные;
  • понимание своего места в компании – разногласия между сотрудниками по поводу разделения служебных обязанностей не способствуют укреплению мотивации.

Принципы теории ожидания Врума

Важно не только понимать суть теории, но и учитывать принципы, которые всегда остаются незыблемыми. Но именно на них базируется схема:

  1. Рациональность действий. Это подразумевает реальную оценку обстановки. Её не нужно приукрашивать или создавать иллюзию негативного фона благодаря пессимистическому настрою. Кроме того, рациональность предполагает последовательность действий, правильный выбор, при этом поступки разумные, как и направление мыслей.
  2. Уровень желания. Это ключевой фактор, определяет выбор человека, т. к. он строится на предпочтениях, потребностях. Но желания со временем часто трансформируются. Значит, нужно учитывать возможность изменения цели в будущем.
  3. Уровень ценности желаемого. Цель, как и используемые средства для её достижения, поддерживается благодаря осознанию величины привлекательности полученного. Чем выше этот уровень, тем сильнее мотивация. Привлекательность цели определяется термином «субъективная оценка». При этом не учитываются объективные критерии.
  4. Субъективная вероятность. Индивидуум определяет потенциал достижения желаемого. Это наиболее сильный фактор. Она определяет величину мотивации. Одного желания недостаточно, важно понимать, как быстро его можно реализовать.

Преимущества и недостатки теории ожидания В. Врума

Руководители организаций видят потенциал в рассмотренной выше схеме. Благодаря теории появляется возможность решить ряд задач. Другие преимущества:

теория актуальна при любой модели бизнес-проектов, т. к. позволяет построить основу системы – на привлечении мотивированных сотрудников;
согласно теории ожидания, желаемый результат всегда соответствует затраченным усилиям;
при правильно выстроенной политике компании работа менеджеров упрощается, т. к. созданные условия позволят формировать мотивацию у сотрудников без стороннего участия, для этого не нужно использовать дополнительные рычаги;
теория имеет научное подтверждение, т. к. создавший её В. Врум – психолог, долгое время занимался изучением эмоционального, психологического состояния человека;
в основе идеи Врума лежит также необходимость получать удовлетворение от выполняемой работы, чем ниже этот показатель, тем выше недовольство и, соответственно, производительность труда, это значит, что цель будет труднее достичь, мотивация снизится.

Но есть и минусы, которые многим не позволяют в полной мере оценить теорию:

недостаточная теоретическая база: многим не раскрывают информацию в полной мере, что не позволяет увидеть её основные преимущества, в результате на практике схема не применяется;
не все могут оценить, насколько правильны ожидания, в результате достигнутая цель не приносит удовлетворения, мотивация на дальнейших этапах выполнения работы снижается;
разница в оценке величины вознаграждения у сотрудников разных уровней иерархии, что часто обеспечивается нежеланием руководства давать справедливое вознаграждение за выполненную работу;
всегда присутствует конфликт интересов в компаниях разных типов: когда несколько человек претендуют на одну должность, желают получить проект, противоречия мешают ощутить удовлетворение, недовольство усиливается, т. к. все претенденты не достигнут цели в данных случаях.

Как применять теорию ожиданий В. Врума на практике

Можно заметить, как приведённая выше схема используется в разных сферах. Наиболее простой пример – торговля, мотивация продавцов. Перед ними ставится цель – повысить уровень продаж. Одновременно говорится, что за выполненный и перевыполненный план возможно вознаграждение в виде повышения заработной платы, начисления бонусов и т. д. Это существенный стимул, а подобные желания присутствуют не только у продавцов, но и у сотрудников любых сфер.

Применяется теория ожиданий везде: в отношении работников на конвейере, офисных менеджеров и т. д. Мотивация в каждом случае может быть довольно сильной, но условия для её формирования и роста создаёт преимущественно работодатель. Зато потом не придётся влиять на сотрудников, они будут сами себя мотивировать в правильных условиях. Это объясняет применение теории ожидания Врума руководством многих компаний.

Как достигать целей? Теория мотивации Врума | Лариса ПарфентьеваКак достигать целей? Теория мотивации Врума | Лариса Парфентьева

Таким образом, благодаря знаниям психологии была разработана схема, позволяющая регулировать активность действий человека при появлении определённой цели. Связующим является мотивация. Она даёт силы и желание продвигаться к поставленной задаче, прилагать усилия. Если при выполнении работы появляется чувство удовлетворения, вера в себя, ряд прочих факторов, это усиливает мотивацию. Желаемое можно получить быстрее.

А знакомы ли вы с применением теории ожидания на практике? Какие достоинства и недостатки были замечены вами? Поделитесь в комментариях вашим мнением.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
НА ВОЛНЕ УДАЧИ
Добавить комментарий